Курмет Аубакиров: Деньги не решают проблем человека, если у него не изменилось мышление

Бизнес-тренер рассказал в интервью, в чем главная причина неудач казахстанских предпринимателей

    поделиться
Автор: Сабина Мустафина 19-01-2021

 

Фотографии из личного архива

Курмет Аубакиров с детства мечтал стать предпринимателем, но это далось ему далеко не сразу. У него было 37 бизнес проектов, из которых многие были провальными, пока он не пришел к систематизации бизнеса. Сегодня Курмет владелец компании, работающей на две страны – Казахстана и США со штатом в 60 человек. И свой огромный опыт и все полученные знания он выявил в свою систему, которой он обучает самозанятых и помогает им стать успешными предпринимателями.

- Курмет, почему вы решили заняться менторством?

- Еще в детстве, в 10 лет, когда я продавал на базаре казинаки, я решил для себя, что хочу быть предпринимателем. С 21 года пытался заниматься бизнесом – открыл свою первую компанию по оптовым поставкам мужских рубашек из Турции. С тех пор у меня было 37 проектов, из которых многие были провальными.

В то время никакого ментора, учителя у меня не было. Каждый раз я где-то терял деньги, где-то попадал в банкротство. Приходилось уходить в найм, там я работал около года, за это время доходил до директорских позиций, собирал деньги и снова уходил в бизнес, где опять все терял. И так по кругу – из года в год. Друзья и близкие мне говорили, что бизнес – это не мое и надо все бросать.

Года четыре назад я проанализировал все свои проекты, чтобы понять, в чем моя проблема. Одна из ошибок, которую я выявил – неправильное использование маркетинга, в частности, рекламы.

Одна из ошибок, которую я выявил – неправильное использование маркетинга, в частности, рекламы

Мы всегда пытались двигаться через сарафанное радио. Как сказал один известный маркетолог: «Вести бизнес без рекламы – это все равно, что подмигивать девушкам в полной темноте». И мы начали учиться таргетированной рекламе – начиная с Яндекса, Инстаграма, заканчивая Google adverts, освоили бизнес с Китаем, тендеры. Мы изучили все площадки – как таргетировать, как находить целевую аудиторию и т.д. После этого бизнес начал идти намного проще.

Я на этом не остановился и продолжил свое обучение у таких мастодонтов, как Саидмурод Давлатов, который в текущий момент также является моим наставником, Александр Высоцкий, Роберт Кийосаки, Тони Роббинс, Илон Маск и создатель Alibaba Group – Джек Ма.

У этих предпринимателей, состояние которых оценивается в миллиарды долларов, я начал обучаться системам бизнеса. Для меня это было как глоток воздуха. У меня были все пазлы на руках, но они никак не складывались. И они рассказали, как всем этим оперировать.

После, у меня выстроилось свое видение – весь мой опыт в найме, бизнесе, все полученные знания и навыки я выявил в определенную систему. И мне пришла такая идея, почему бы не помочь ребятам, таким как я, которые занимаются бизнесом, но у них не получается, помочь избежать моих ошибок, сохранить им время и деньги. И сделать эти знания доступнее, чем у тех же международных бизнес тренеров.

- Чем же уникальность вашей системы?

- Во-первых, я сам являюсь практиком. Второй фактор – это схема обучения. Мы работаем с управленческим отчетом. Мы его выстраиваем с точки «А», где человек определяет свое понимание компании, на каком она уровне по доходам, кассовым разрывам, по плюсам и минусам.

Мы полностью проводим аудит и анализ компании, в последующем мы ему говорим по блокам какие моменты нужно откорректировать, для того, чтобы бизнес выстроился в систему. И даем практически все инструменты по управлению и систематизации бизнеса – как выстраивать продажи, менеджмент, как заниматься наймом персонала, как продвигать бизнес на международном бизнесе и т.д.

Самое крутое – мы параллельно со всем этим меняем и мышление самого предпринимателя. На самом деле, видение человека ограничивается его доходами. Когда ты можешь на что-то посмотреть глазами тех людей, которые этого уже добились, становится намного проще.

Немало историй, когда кто-то, выиграв в лотерею крупную сумму, растрачивал эти деньги за год-два, оставаясь в положении еще хуже, чем был до этого. Деньги никак не решают проблемы человека, если у него не поменялось само мышление. Поэтому мы в процессе обучения работаем по изменению мышления собственника бизнеса от бедного к богатому.

- Учитываете ли вы казахстанские реалии (связи, тендеры за откаты, коррупция и т.д.)?

- Да. Мы все это учитываем. И мы не приветствуем казахстанский менеджмент через «басеке». Потому что это дает лишь временный результат. Это эффект фейерверка, пока «ағашка» есть – у тебя бизнес двигается, как только «ағашка» уволился – все, ты просел. Эта откатно-братская тема, это не бизнес. Мы работали с такими бизнесменами, мы им говорили, что все, надо отходить от этой темы госзакупов, и выходить в бизнес.

- И у них это получилось?

- Естественно, у меня же получилось.

- Что, по-вашему, мешает нашему малому бизнесу развиться? В чем их главная ошибка?

- Нехватка знаний и мышления. Они мыслят параметрами «нехватка». Зачем человек выстраивает бизнес? По большому счету он хочет больше денег и больше свободного времени. Есть такой стереотип: бизнесмен – это человек, который лежит на берегу Атлантического океана, попивая мохито, в то время как его бизнес двигается сам по себе. Что происходит в реале? Он открывает бизнес и попадает по полной. Что он делает не так?

В первую очередь, это связано с тем, что бизнесмены (в частности, в странах СНГ) хотят больше брать, чем давать. Но, нужно признать, если ты берешь больше, чем даешь – ты никогда не разбогатеешь. Сначала стулья, а потом деньги, а не наоборот. Сначала нужно показать результат, тогда люди сами будут к тебе подтягиваться. К сожалению, у нас пока нет этого мышления.

Предприниматели в странах СНГ хотят больше брать, чем давать ... Но, нужно признать, если ты берешь больше, чем даешь – ты никогда не разбогатеешь

Второй момент – у нас нет учителей. Даже если они есть, люди не идут к ним учиться. Они не хотят инвестировать в свои мозги, чтобы начать больше зарабатывать. Из 100% предпринимателей Казахстана только 22-23% заинтересованы в обучении. Это бизнесмены, которые столкнулись с реалиями или видели зарубежный опыт.

Все остальные – те, кто сидят на теме «движухи». Здесь купить подешевле – там продать подороже. По этой схеме, которая тянется еще с Шелкового пути, мы и двигаемся. Но построение системного бизнеса пришло все-таки из США и Запада. В Штатах есть компании, которые существуют уже 200-300 лет. В Казахстане, к сожалению, этого еще нет. Но, с падением «железного занавеса» и приходом Интернета у нас стали появляться бизнесмены-практики, готовые обучать других.

- Понятно, что нельзя сравнивать экономику Казахстана и США, но какие основные различия между предпринимателями в данных странах?

- В США предприниматели более открытые. У нас что-то спросить у предпринимателя, который хоть чего-то достиг – это целая проблема, к нему нужно через поклон ходить. В штатах же можно пригласить в кафе абсолютно незнакомого собственника бизнеса, и он с удовольствием расскажет о своем опыте. В США у предпринимателя нет страха, того, что его могут скопировать, потому что он ведет свой бизнес десятилетиями и он понимает, что тебе еще столько пахать, пока ты его догонишь.

У нас даже в акционерных обществах пытаются скрывать какие-то данные от своих же сотрудников, они боятся, что их могут скопировать. Да, конечно, такое возможно. Но тут другой момент – а что ты не развиваешься? В штатах предприниматели постоянно в системе развития. Они строят стратегии на года, планы выстроены на 20-30 лет. У нас же работают по одной и той же модели, не пытаясь ее как-то улучшать, масштабировать. Жилку какую-то поймали, и по ней ходят, и боятся кому-либо это показывать. Такую модель скопировать намного легче.

Меня также пытались скопировать, причем два моих сотрудника, в которых я вкладывался. Но они не стали успешными как мы, не в силу того, что они плохо работали, у них не хватило уровня знаний. Я постоянно повышаю свою квалификацию. Например, за 2020 год 15 млн тенге было потрачено только на обучение.

- По вашему опыту, какими основными проблемами сталкиваются предприниматели в Казахстане?

- Многие конечно пытаются ссылаться на то, что у нас коррумпированное государство, бизнесу не дают дышать, большие налоги и т.д. На самом деле, это все бред, это отмазки. Истинная проблема в Казахстане – мы привыкли к тому, что есть «ағашка», который тебя продвинет, возьмет на работу, по бизнесу что-то порешает. Люди не верят в себя. Птица, сидящая на дереве, не боится, что ветка под ней сломается, потому что она доверяет не ветке, а своим крыльям. А мы все цепляемся за ветку. И мы еще считаем, что она нам чем-то обязана. Естественно, при таком мышлении, о бизнесе и речи нет.

- То есть все нам обязаны – от «ағашек» до государства?

- Абсолютно верно. Когда наступил карантин ко мне на тренинг пришли ребята, которые говорили, что государство виновато в том, что у них нет клиентов, так как оно все закрыло. Но предприниматель на то и предприниматель, чтобы находить выходы из ситуаций. Те ребята, которые проходили обучение у меня, у моих наставников, они все адаптировались под карантин. Причем, в период коронавируса они больше заработали. То же самое с нашей деятельностью – многие компании позакрывали офисы, мы же, наоборот, за это время прекрасно развивались, и даже заработали в 3,5 раз больше, чем в 2019 году.

Истинная проблема в Казахстане – мы привыкли к тому, что есть «ағашка», который тебя продвинет, возьмет на работу, по бизнесу что-то порешает ... Люди не верят в себя

- Есть ли у вас универсальный совет, который подходит для всех?

- Да. Иди, учись. Школа и университет дают базовые знания. На казахском языке есть такие понятия, как «білім» и «ілім». «Білім» – это фактические знания, которые мы получает в учебных заведениях. У меня есть дочь 4 лет, она учит цвета – это факты. Но есть понимание «ілім». Это больше мыслительный процесс, это мудрость людей, которая передаются из года в год. Та стратегия войны, которую вел Чингисхан сегодня прекрасно подходит под бизнес. Раньше ею завоевывали территории, сегодня ею можно захватывать рынок. Эти стратегии уже записаны, их нужно читать, осмысливать и адаптировать под свой бизнес.

Мы как делаем? Закончили университет и думаем, что все, дальше можно не учиться. Максимум учатся в сторону профессиональной деятельности, но не личностного роста. Человек с бедным мышлением говорит «я это знаю». Если ты такой умный, почему ты такой бедный? Иди учиться!

- Как вы считаете, можно ли построить бизнес с нуля, не имея связей, денег и т.д.?

- Да. Имея только знания. Когда мы запускали нашу компанию IBC Group, у нас было два старых ноутбука и полстола в коворкинге за 25 тыс. тенге. И мы вот так запустили бизнес. Мы начали таргетированную рекламу, устраивали мастер-классы, рассказывали о наших возможностях и к нам потянулись клиенты. Чем большим людям мы начали помогать, тем больше мы начали зарабатывать. Чем больше мы зарабатывали, тем более качественную услугу мы оказывали.

На текущий момент у нас в штате 60 человек и на каждую деятельность сидят очень крутые специалисты. К примеру, в визовом отделе у нас работает бывший визовый консул. Мы уже можем нанимать людей в Штатах – миграционных юристов, бывших визовых офицеров и т.д. И все это без каких-либо «ағашек». Если у меня получилось, получится и у всех.

- С чего нужно начать обучение?

- Сначала поменять свое мышление с бедного на богатого. Второе, пойти изучать инструменты – где и как искать своих клиентов (таргетированная реклама в Инстаграмме сейчас дает огромный выхлоп), определить свою целевую аудиторию, сделать портрет клиента, понять, кто твои конкуренты, определить стоимость продукта на рынке, и выявить свое конкурентное преимущество. У предпринимателя должно быть, как минимум, 7 конкурентных преимуществ, чтобы преуспеть на рынке. Это основы для любого стартапа.

- Где вы черпаете вдохновение для своих методик?

- Методики я строю по результатам своего опыта – успешный опыт я фиксирую и делюсь им, если я потерпел неудачу, этот опыт я также фиксирую и анализирую. А вдохновляюсь я результатами своей деятельности. Я горжусь тем, что у нас простой менеджер зарабатывает от полмиллиона и выше.

Аубакиров Курмет Маратович

Образование: КазНУ имени аль-Фараби – бакалавр по компьютерному и математическому моделированию, Казахская инженерная финансово-банковская академия – магистр экономики и бизнеса. Harvard Business School – Contemporary Developing Countries: Entrepreneurial Solutions to Intractable Problems

Вид бизнеса: бизнес тренер

Семейное положение: женат, трое детей

Любимая книга: Саидмурод Давлатов «Стратегия мышления богатых и бедных людей»

Любимый фильм: «Правила съема: Метод Хитча»

Любимая цитата: «За незнание и за лень всегда нужно платить»

Партнерский материал
КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Лето у Дедушки» круглый год

История создания необыкновенного магазина для мам

Итоги года: лучшие интервью 2020 на сайте MyBusiness.kz

ТОП 10 составлен по количеству просмотров и оценки редакции

Арухан Галиева: Стать актрисой в Великобритании и США очень нелегко

Дочь известного скрипача Марата Бисенгалиева рассказала о том, как начиналась ее карьера актрисы

Каким был 2020 год для малого бизнеса?

Предприниматели подвели итоги уходящего года

Анжела Гарипова: Мы вывели казахские народные сказки на международную арену

История о том, как группа энтузиастов создала казахские аудиосказки и разместила их на мировых платформах

Сайора Карабаева: Я не рекламирую товары, которыми не пользуюсь сама

Блогер, бренд-амбассадор сети супермаркетов METRO Сайора Карабаева рассказала о тонкостях своей профессии

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!