Сегодня бизнесвумен ломают гендерные стереотипы. Они создают цифровые платформы, разрабатывают мобильные приложения, развивают собственные проекты в BioTech, EcoTech, EdTech, MedTech и других сферах. В процессе предпринимательской деятельности, им, конечно, приходится сталкиваться с обилием препятствий. Но это не только не останавливает бизнес-леди, а наоборот, помогает выработать стратегию и добиваться результатов.
«В мире 60 млн женщин не имеют Интернета и возможности зарабатывать деньги на цифровой экономике. В прошлом году мы решили объединить усилия женщин из разных сфер, чтобы дать им шанс реализоваться в технидустрии. Для этого проводим ежемесячные мероприятия, на которые приглашаем действующих и начинающих бизнесвумен, запустили школу коммерции, где обучаем продажам на маркетплейсах. Помогаем находить партнеров и привлекать инвесторов», - рассказала руководитель объединения Techno Women Central Asia Азиза Шужеева на конференции, организованной совместно с Исследовательским центром предпринимательства Назарбаев Университета (NURCE).
Ассоциация выступает площадкой для нетворкинга бизнес-леди и прогрессивных женщин, которые желают развивать свое дело. По словам Азизы Шужеевой, участие в женской организации помогает взращивать социальный капитал, повышать карьерные возможности и цифровую конкуренцию.
НеЛегкий старт
Одной из таких успешных бизнес-лидеров, стала Аружан Меде, основательница онлайн-школы e-commerce для женщин. Ее пример вдохновляет. Девушка отучилась в Испании, успела поработать в гостиничном бизнесе, а потом вернулась в Казахстан и освоила новую для себя IT сферу. Но это сейчас она успешная и уверенная в себе бизнес-леди, а вначале было немало сомнений.
«Я вернулась в Казахстан и начала искать работу в гостиничной индустрии. Пробовать что-то новое для меня было страшно. В итоге получила несколько предложений, и одно из них было от BTS Education. Это было очень интересно и неожиданно, совершенно новая сфера IT индустрии. Когда ты ищешь работу и пытаешься поменять сферу деятельности, тебя охватывает страх потери предыдущего опыта. Но теперь я точно могу сказать: лучше потерять прошлый опыт, чем следующие 5 лет! Изменение направления карьеры – это не шаг назад. Нужно пытаться, если вы чего-то хотите добиться. Я присоединилась к Techno Womеn в прошлом году, сейчас мы помогаем диджитализироваться компаниям и обучаем управлению проектами», - говорит Аружан Меде.
Еще одной историей успеха поделилась заместитель директора (NURCE) Нурлыхан Альжанова. На примере стартапа казахстанского маркетплейса ADU24 она рассказала о том, как женщины могут менять привычную бизнес-модель.
«История основательницы ADU24 Акмарал Ескендир началась в Астане. Когда она в 2020 году решила создать казахстанский маркетплейс, то столкнулась с трудностями в получении кредита. Начинающим предпринимателям очень сложно раскручивать стартап без ресурсов и финансовой помощи банков. В процессе поиска инвесторов девушка столкнулась с гендерной дискриминацией, ее идеи не воспринимали серьезно в силу ее юного возраста. В итоге ее поддержали единомышленницы - бизнесвумен, которые помогли получить знания в области цифрового маркетинга и расти дальше. Сейчас проект развивается в международном направлении», - сообщила эксперт.
Преодолевая барьеры
Несмотря на вариативность секторов, многие женщины-предприниматели все еще работают в низкомаржинальных отраслях, просто потому что не имеют доступа к цифровым технологиям, не видят себя в них, в силу привычки или отсутствия осведомленности.
По данным Миннацэкономики, сейчас в Казахстане женщины возглавляют 44,6% предприятий малого и среднего бизнеса, или 638 089 действующих субъектов предпринимательства. Мужчин в бизнесе традиционно больше женщин, поскольку последним зачастую сложнее реализовать свои бизнес-инициативы.
По мнению доцента кафедры предпринимательства и директора NURCE, доктора Шумайлы Юсуфзай, несмотря на существенный прогресс в развитии женского предпринимательства, женщины продолжают сталкиваться с институциональными барьерами, как при создании, так и в управлении бизнесом, особенно на начальных этапах. К тому же, они выполняют важную социальную роль по воспитанию детей и находятся в более уязвимом положении по сравнению с мужчинами.
«Строить бизнес в столице или в Алматы значительно легче. Многие женщины, которые не так социально благополучны, живут в отдаленных районах, ограничены экономическими возможностями. Большинству из них непросто войти в такую специфическую сферу цифровых технологий. Вроде бы пространство открыто, но не все видят вход. Задача общества заключается в создании возможностей для большинства женщин, а не ограниченной категории людей. Им должны быть доступны система поддержки, финансовые и образовательные ресурсы», - считает доктор Юсуфзай.
Перспективы e-commerce
СЕО столичного маркетплейса Clever Market Алуа Корпебаева пророчит большое будущее казахстанскому сектору e-commerce. Последние пять лет она занимается предпринимательством, развивает IT-стартап.
«90% покупателей, которые приобретают товары на маркетплейсах и являются пользователями социальных сетей, это женщины. Как правило, они не работают, воспитывают несколько детей, им сложно заниматься чем-то вне дома или устроиться на работу в крупные компании. В этой ситуации хорошей возможностью для женщин может стать электронная коммерция», - не без основания утверждает бизневумен.
По ее словам, в Казахстане очень ограниченный выбор онлайн-платформ, поэтому чтобы создать полноценную экосистему казахстанского сегмента e-commerce, необходимо объединяться и разрабатывать необходимые инструменты.
«К примеру, Clever market уже сотрудничает с мобильными операторами. Это важно, поскольку у нас нет разнообразных инструментов для развития казахстанских маркетплейсов. Если вы посмотрите на Россию или Китай, то увидите, что там работает много небольших торговых онлайн-площадок. Но если изучить казахстанский рынок, то станет понятно, что здесь представлены в основном Каспий, Вайлдбериз или Озон», - говорит Алуа Корпебаева.
Что же нужно для развития электронной коммерции в Казахстане?
В первую очередь, цифровая инфраструктура, e-commerce логистика.
Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность данных и юридическое регулирование, другими словами, актуальный закон, который бы регламентировал электронную торговлю.
Со своей стороны команда Clever market решила подготовить и предложить начинающим предпринимателям несколько инструментов.
«Это не получение грантов, но первые 100 продавцов бесплатно размещаются на маркетплейсе. То есть они могут попробовать свои силы, что-то реализовать и посмотреть на результат. Потому что существует такая проблема, когда женщины берут гранты и ничего не делают. Или сталкиваются с проблемами, и ничего не делают для их решения. Поэтому мы пытаемся создать инструменты, чтобы помочь начинающим предпринимателям-женщинам попробовать себя в торговле и использовать имеющиеся возможности», - заключила Алуа Корпебаева.
По мнению участниц конференции, женское предпринимательство имеет большой потенциал для развития. Чтобы помочь соотечественницам реализоваться в бизнесе, необходимо облегчить им доступ к бизнес-образованию и финансированию. Плюс качественный нетворкинг, как показывает практика, может сыграть решающую роль в открытии собственного дела.
История молодых людей, создавших вместе крепкую семью и инновационный цифровой сервис BINY
Она приехала в Астану в командировку, а оказалось, что на всю жизнь. С нуля начала свою карьеру в столице и построила успешный бизнес, встретила любовь и создала счастливую семью, а также нашла тех, кого по праву считает верными друзьями и надежными партнерами
Азиза Гулямова — эксперт макияжа и салонного бизнеса, владелица студии «Aziza Gulyamova». Пришла в бьюти-сферу из строительства. За 8 лет собрала около 10 тысяч клиентов, прошла более 50 курсов и мастер-классов