Рост налоговых поступлений и борьба с теневым рынком: как введение маркировки повлияло на экономику Казахстана

Маркировка помогает предпринимаетлям строить прозрачный рынок

    поделиться
Автор: Редакция 17-04-2025

 

С 1 октября 2020 года в Казахстане введена обязательная маркировка всех видов табачной продукции, с 1 ноября 2021 года – обуви, с 1 июля 2024 – лекарственных средств. Как цифровая маркировка трансформирует рынок страны, рассказал Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров Tañba.

За весь период в Казахстане промаркировано около 140 млн пар обуви, более 5,4 млрд табачных изделий, а также более 325 млн лекарственных средств. Всего в системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрированы порядка 55,5 тысяч участников: 4,5 тысячи – по обуви, более 46 тысяч – по табачным изделиям, около 5 тысяч – по лекарственным средствам. 

«Маркировка в Казахстане служит инструментом для построения прозрачного рынка, помогая отслеживать продукцию на всех этапах её оборота, от производителя до конечного потребителя. Каждому товару присваивается уникальный идентификатор, который позволяет точно проследить за его перемещением через весь логистический процесс», - объяснил управляющий директор проектного офиса Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров Алмат Исмаилов.

По информации министерства финансов, за счет НДС и таможенных пошлин на импортируемую обувную продукцию в 2021 году бюджет пополнился на 7,8 млрд тенге, а в 2024 – уже на 24,8 млрд тенге. Таким образом, отмечается рост более чем в три раза. Аналогичная ситуация – с поступлениями акцизов по табачной продукции. Если в 2019 они составляли 191,5 млрд тенге, то в прошлом году сумма возросла до 289,9 млрд тенге, то есть на 151%.

Потребители и пользователи могут легко проверить подлинность товара с помощью специального приложения Naqty Onim, обеспечивающего прозрачность и безопасность покупок. Таким образом, маркировка помогает минимизировать риски распространения поддельной или некачественной продукции.

Кроме того, на сегодняшний день завершены пилотные проекты по маркировке ювелирных изделий, товаров текстильной промышленности, моторных масел и пивных напитков. Вместе с тем недавно стартовал пилот по маркировке биологически активных добавок, на стадии запуска находятся проекты по бытовой химии и медицинским изделиям.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Табак, лекарства и контрафакт: зачем Казахстану нужна цифровая маркировка
04-04-2025– Редакция

Прослеживаемость товаров способствует защите прав потребителей

Непростая фарма: ТОП-5 вызовов и технологических решений фармрынка
31-01-2025–

Фармацевтическая отрасль сталкивается с уникальными вызовами: от обработки огромных массивов данных до автоматизации сложных бизнес-процессов в условиях строгого регулирования. Как технологии помогают решать такие задачи, рассказал основатель и технический директор компаний Infolek и OMNI Digital Виталий Камынин. За более чем 15 лет работы он разработал решения, которые изменили деятельность таких крупных игроков фармацевтического рынка, как Stada, Takeda, Abbott и Roche.

Что мешает развитию электронной коммерции в Казахстане?
20-11-2024– Редакция

На какой стадии находится электронная коммерция в Казахстане? Что нужно изменить и улучшить? Что не хватает отечественному бизнесу для конкурентной работы в интернет? На эти и другие вопросы ответили в сообществе TechnoWomen

Революция в безопасности платежей: что нужно знать каждому бизнес-лидеру?
14-10-2024– Редакция

Мир цифровых платежей стоит на пороге значительных перемен

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!