Алихан Куснутдинов: Мы взяли на себя миссию развивать гик-культуру Казахстана

Адильхан Сапаргалиев и Алихан Куснутдинов основали первый магазин гик-культуры в Казахстане

    поделиться
Автор: Зульфия Раисова 29-09-2020

 

Фотографии из личного архива

Сооснователь первого магазина гик-культуры Казахстана GEEK MARKET Алихан Куснутдинов рассказал, как за три года из небольшого склада под кроватью в общежитии вырасти в крупнейшую сеть гик-магазинов в Казахстане. О том, кто такие гики и как гик-культура захватила местный рынок читайте в интервью Mybusiness.kz.

- Что такое гик-культура, о чем она? Какие товары вы продаете?

- Гик-культура – это обобщающее слово для всего, что может сформировать вокруг себя фанатское сообщество гиков. Это могут быть настольные игры, видеоигры, фильмы, сериалы, книги и так далее. Все это можно отнести к гик-культуре. Иначе говоря, это все то, чем так активно увлекается молодежь последние пару десятков лет.

  • Из словаря: Гик (англ. geek) – человек, чрезвычайно увлечённый чем-либо; фанат. Английское слово «geek» произошло от немецкого «Geck» – «чудак». Изначально гиками именовали людей, увлеченных высокими технологиями (обычно компьютерами и гаджетами). В 2000-е годы распространилось другое значение слова: человек, увлеченный популярной культурой, член фэндома. Есть также точка зрения, что гики образуют единое сообщество поклонников фантастики и технологий.

Мы называем себя «магазин гик-культуры», потому что практически каждый человек может найти здесь что-нибудь по своим интересам. Можно сказать, что мы продаем не обычные вещи, а артефакты вымышленного мира, к которым люди могут прикоснуться.

Мы продаем не обычные вещи, а артефакты вымышленного мира, к которым люди могут прикоснуться

Так, например, поднять молот Тора, получить заветное письмо из Хогвартса или примерить Кольцо Всевластия. Каждый человек хочет быть ближе к тому, что ему нравится, хочет отразить это внешне, к примеру, носить футболку с любимым персонажем. И наш магазин дает им такую возможность.

- А как пришла идея открыть такой магазин?

- Идея открыть подобный магазин появилась совершенно спонтанно. Я сам всегда увлекался комиксами, фильмами и коллекционировал футболки с любимыми героями. У меня была целая куча футболок, которые мне привозили из-за рубежа, которые я заказывал на AliExpress или находил случайно в магазинах одежды.

Со временем я заметил, как мои друзья и даже незнакомые люди стали интересоваться, где я беру такие вещи и где они могут взять себе такие же.  Тогда мне и пришла в голову идея продавать футболки с принтами из популярных фильмов, сериалов, видеоигр и т. д.

- Какой у вас был первоначальный капитал?

- Все, что у меня было на момент начала бизнеса – это минимальные вложения в 30 тыс. тенге и большая мечта. Я просто заказал 10 футболок, которые мне понравились на одном небезызвестном сайте, с надеждой, что кто-нибудь их купит. Затем опубликовал рекламу в одном университетском паблике в ВКонтакте.

К счастью, продались они быстро. На вырученные деньги закупил еще товар, снова продал и так несколько раз.  Когда товара стала больше, создал страничку в Инстаграм и начал ее активно раскручивать, увеличивая таким образом продажи.  

- Уже прошло три года с создания магазина, каких вы добились результатов?

- За три года наш магазин из небольшого склада под кроватью в моей комнате в общежитии вырос в сеть из 3-х магазинов гик-культуры в городе Нур-Султан и стал крупнейшей сетью гик-магазинов в Казахстане.

Совокупный оборот Geek Market за 2019 год с учетом коммерческих мероприятий составил более 120 000 000 тенге. Также мы ежегодно участвуем в организации либо организовываем масштабные мероприятия посвященные Гик и Аниме культуре, такие так Geek Con, Comic Con, Anime Fest и так далее. Так, например, в прошлом году мы были со-организаторами крупнейшего в Средней Азии комикс фестиваля «Comic Con Astana 2019», который посетило свыше 30 000 человек за 3 дня.

За три года наш магазин из небольшого склада под кроватью в моей комнате в общежитии вырос в сеть из 3-х магазинов гик-культуры

- А кто ваши покупатели, почему они покупают ваш товар?

- Так вышло, что наше поколение и поколения после родились в период расцвета гик-культуры. Мы росли не на классике литературы и советских фильмах, а на захватывающих блокбастерах, культовых сагах, увлекательных комиксах и легендарных играх. Отсюда и огромное количество фанатов, и как следствие – большой спрос на гик-атрибутику.

Каждый фанат ищет способы как-то самовыразиться и отразить свои интересы через внешние атрибуты. Так, например, кто-то носит футболку с логотипом любимого супергероя, кто-то завешивает комнату постерами из любимого фильма, а кто-то, например, коллекционирует фигурки любимых персонажей аниме. И большинство из них считают наш магазин настоящей сокровищницей, потому что могут найти в нем огромное разнообразие товаров по своим интересам.

- Расскажите, как вы захватывали местный рынок, с какими трудностями пришлось столкнуться?

- Несмотря на то, что в целом гик-культура в Казахстане не развита, спрос на гик-атрибутику существует уже давно. Подростки в Казахстане так же как и во всем мире фанатеют по Звездным Войнам, Гарри Поттеру, фильмам Марвел и так далее.

Мы просто первые, кто решили создать хорошее предложение на этот растущий спрос. Мы были одними из первых, кто зашел на этот рынок, поэтому особо не столкнулись с конкуренцией и практически сразу закрепились как главный гик-магазин страны.  И, конечно же, надеемся сохранить этот статус.

Основные сложности были связаны с тем, что мы по сути открывали новую нишу для Казахстана, и нужно было знакомить людей с ней, популяризировать гик-культуру, создавать собственный рынок, завоевывать лояльность наших покупателей. Для этого мы начали активно заниматься проведением развлекательных мероприятий, таких как фестивали, сходки, ярмарки, создавать площадки для сплочения фанатов и формировать большое гик-сообщество нашего города.

- А можно узнать более подробно об опыте проведения ярмарок и фестивалей, насколько это было эффективно и планируете ли что-то организовать в ближайшее время?

- Так вышло, что Гик Маркет уже ассоциируется с любой гик-движухой в столице. Действительно, мы проводим много своих мероприятий, а если не организовываем их сами, то обязательно участвуем в них каким-любо образом.

Наша цель – это не только расширять сеть-магазинов, а также развивать гик-культуру Казахстана. Я бы даже сказал – это наша первоначальная миссия, а магазины – это инструмент монетизации наших усилий и ресурс для воплощения нашей главной задачи.

Мы планируем развить гик-сообщество Казахстана до уровня США и Европы, чтобы у нас в стране проводились такие же грандиозные фестивали как «Комик-Кон Сан Диего», куда будут съезжаться люди со всего мира, а специальными гостями будут звезды Голливуда.

Мы уже организовывали свой собственный крупный гик-фестиваль в стране «Geek Con Astana 2018» и участвовали в организации главного гик-фестиваля в Средней Азии «Comic Con Astana 2019».

Хочу заметить, что оба фестиваля прошли очень успешно, и это говорит об огромном потенциале Комик Конов в нашей стране. Поэтому мы совершенно точно будем и дальше развивать это движение, ежегодно увеличивая масштабы и качество наших фестивалей.

- Вы ранее привлекали финансы на краудфандинговой платформе iKapitalist. Почему именно там?

- Мы стремимся развивать нашу маленькую компанию и реинвестируем практически всю прибыль на расширение сети магазинов Geek Market. Однако без вливания стороннего капитала рост компании очень замедляется. Инвестиции – это тот инструмент, который помогает масштабировать компанию в короткие сроки. Если проект растущий и прибыльный, то он автоматически становится привлекательным для инвестиций.

Мы твердо решили, что начиная с 2020 года будем расширять нашу сеть Geek Market в других городах. Именно с этой целью мы впервые решились привлечь инвестиции, но не знали, как.

По счастливой случайности в конце 2019 года мы узнали о появлении инвестиционной краудфандинговой платформы iKapitalist и решили подать заявку на инвестирование.  В течение месяца мы проходили тщательную проверку и уже в феврале в нас инвестировали 30 млн тенге!

- Как пандемия COVID отразилась на бизнесе?

- Пандемия очень негативно повлияла на наш магазин. Как наверное и на большинство бизнесов в мире. В этом году мы планировали открыть несколько новых точек в других городах Казахстана, а также поучаствовать в организации второго фестиваля «Comic Con Astana 2020». Но, видимо, не судьба.

Кроме этого, большую часть этого года наши магазины были закрыты для посетителей ввиду карантинных мер. Полноценно приступить к работе получилось лишь в середине августа. Однако одна из наших точек все еще закрыта, потому что находится на территории киноцентра.   Потеряли в этом году мы очень много, и я сейчас не только о деньгах. Потеряли время, нервы, сотрудников (пришлось сократить). Но одно мы не потеряли – веру в светлое будущее!

- Как выходите из кризиса?

- Поскольку во время карантина наши точки были закрыты в первую очередь мы, конечно же, перешли на онлайн продажи. Для этого обновили свой сайт, сделали его более удобным и функциональным, загрузили туда весь ассортимент товаров и начали продвигать в таргете через Инстаграм.

Огромных продаж благодаря этому мы, конечно же, не достигли, но это позволило нам продолжить работать на протяжении всего периода карантина и получать хоть какую-то прибыль для того, чтобы держаться на плаву.

Кроме этого мы активно взаимодействовали с нашей аудиторией в социальных сетях, запускали различные конкурсы, флэшмобы и другие интерактивы, и даже начали вести ТикТок аккаунт. Это помогло нам не потерять связь со своими подписчиками и даже дополнительно привлечь аудиторию к нашему аккаунту.

Еще одним немаловажным шагов было ввести в продажу тематические подарочные наборы «Гик Боксы», которые начали пользоваться большой популярностью на карантине. Такой бокс можно собрать практически по любой тематике, поэтому этот вариант отлично подходит в качестве подарка для фаната гик-культуры. Таким образом, нам удавалось поддерживать продажи во время карантина и пройти через этот кризис.

- По какому принципу вы закупаете товар, что влияет на спрос продукции?

- В нашем магазине можно найти товары по более чем 500 различных тематик из более чем 100 категорий. Нужно понимать, что интересы наших покупателей стремительно меняются: сегодня все смотрят один сериал, а завтра появляется другой, и все уже хотят купить какую-либо вещь связанную с ним. Поэтому нам необходимо всегда следить за трендами и тесно общаться со своей аудиторией, чтобы вовремя реагировать на появляющийся спрос.

Для себя мы выделяем две основные группы тематик: золотая классика гик-культуры и современные тренды. Первое – это тематики, которые всегда пользуются популярностью, например, Гарри Поттер, Марвел, Звездные Войны. На товары по этим тематикам всегда существует большой и стабильный спрос, и они, честно говоря, составляют основную часть продаж.

Вторые же относятся к каким-либо хайповым премьерам, нашумевшим сериалам, играм. Спрос на товары по таким тематикам более стихийный, он огромный, возникает из ниоткуда, но также внезапно пропадает через какое-то время. Так что тут главное вовремя «поймать волну», чтобы не опоздать и не остаться потом с кучей непродаваемого товара. Для этого у нас есть специальный календарь премьер, согласно которому мы и делаем закуп, чтобы не пропустить ни один тренд.

Сегодня все смотрят один сериал, а завтра появляется другой, и все уже хотят купить какую-либо вещь связанную с ним

- Какие у вас есть планы по развитию магазина?

- Мы взяли на себя миссию развивать гик-культуру Казахстана. Чтобы жители каждого крупного города в стране смогли ощутить тот восторг и ту атмосферу, которую мы подарили гикам Астаны. Чтобы каждый гик в стане получил возможность самовыразиться и найти единомышленников.

Открытие новых магазинов – это лишь один из инструментов. В течение трех лет мы планируем открыть точки в каждом крупном городе Казахстана. В более долгосрочных планах – выход на рынок ближнего зарубежья и запуск франшизы. 

Мы также продолжим заниматься проведением масштабных гик-фестивалей и разнообразных гик-тусовок, которые объединяют тысячи единомышленников и дарят незабываемые впечатления. Наша цель – объединить все гик-сообщество Казахстана, а также дать толчок развитию гик-культуре в Казахстане.

Глобальная цель – путем развития гик-культуры, рынка гик-атрибутики и Комик Конов привлечь в нашу страну официальные представительства мировых гигантов медиа-индустрии.

Куснутдинов Алихан Рамазанович, родился 15 января 1997 года в Атбасарском районе, село Бастау

Образование: Назарбаев Университет, аэрокосмическая инженерия

Семейное положение: Холост

Любимая книга: Мартин Иден

Любимый фильм: Властелин Колец

Любимая фраза: «Work hard in silence, let your success be your noise

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Рамиль Мухоряпов: Конкуренция заставляет нас двигаться быстрее

Группа компаний Chocofamily планирует разместить облигации на сумму в $15 млн 

Казахстанские студенты создали бренд одежды из переработанного пластика

Сооснователь бренда Pieper Бексултан Уразбеков рассказал, как пришел к идее экологического проекта

Ясмина Умарханова: Наш проект нацелен на зарубежный рынок

Третий участник программы ABC Incubation рассказала об экономике своего стартапа

Стартап врача-гинеколога привлек 2 млн тенге от инновационного кластера NURIS

Проект был признан лучшим среди финалистов, показавшим наибольший прогресс по итогам четвертой программы инкубации ABC Incubation

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!