История о предпринимательнице, которая не только вышла из зоны комфорта, переехав из своей страны в чужую, но и создала несколько успешных бизнес-проектов
- Расскажите о себе. Откуда Вы? Когда и как Вы переехали в Великобританию? Какие проекты развиваете в Лондоне?
- Я родилась в Мурманске. В 16 лет поступила в Российскую таможенную академию на бюджет и уехала учиться в Москву. В 19 лет улетела на летние каникулы в свое первое путешествие в Великобританию, после которого живу в Лондоне уже 14 лет, а в этом году получила гражданство. Я летела увидеть Лондон и пройти курсы английского языка, но город невероятно впечатлил, и я решила остаться здесь жить.
В 2015 открыла свой первый бизнес – студию дизайна интерьера и строительства «Temza». 2 года назад запустила еще 2 бизнеса: компанию «Red Laser Scanning», которая предоставляет услуги лазерного сканирования помещений, и «The Good Painter» – услуги декораторов для жилых и коммерческих помещений в Лондоне. В 2020 году запустила образовательный проект, стала развиваться как эксперт в сфере личной эффективности.
- Как Вы пришли в бизнес? Почему решили заняться предпринимательством?
- Я достигла высокого уровня в карьере агента недвижимости и поняла, что хочу развивать что-то свое, появилась идея открыть студию дизайн интерьера и строительства, чтобы оказывать полный цикл услуг моим клиентам. Меня всегда тянуло к красивым интерьерам. Так, я с партнером открыла студию «Temza», мы сняли офис в самом центре Лондона, в котором работаем до сих пор.
- Расскажите о Вашей команде, кто Вам помогает вести бизнес. Как Вы подходите к подбору членов команды?
- У меня разные бизнесы и в каждом из них есть менеджер, мой помощник, правая рука в проекте. В офлайн бизнесах это один человек, в онлайн проекте другой. К ним я обращаюсь с любым вопросом. Новых игроков в команду я ищу через несколько источников разными способами: через наемного рекрутера и самостоятельно. Так, в «Red Laser Scanning» специалисты узкой ниши, людей найти тяжело. По объявлениям низкий отклик, поэтому я использую хедхантинг через LinkedIn. Просматриваю профили и пишу сообщения. Какие-то вакансии закрываются через рекрутера. Если же позиция распространенная, как дизайнер, подбором занимается менеджер этой сферы, выставляет объявления на разных платформах и просматривает резюме. Я же общаюсь с отобранными кандидатами через короткое интервью или телефонный звонок. Моя особенность в подборе членов команды – это личный отклик. Кандидат может обладать всем необходимым для вакансии набором компетенций и качеств, но если у меня не возникнет отклика, и я чувствую, что человек не впишется в нашу команду, мы не рассмотрим такого человека.
- Какими свойствами характера обладать или какой личностью должен быть успешный предприниматель в Вашем понимании?
- Успешный предприниматель думает «outside the box», что значит мышление вне рамок, стратегическое мышление. Уверен, что у него все получится. «Сan-do attitude», что переводится как деятельный настрой, энтузиазм, когда все возможно и не существует слова «нет». Не боится рисковать, совершать ошибки, тестировать гипотезы, идти в новое, что говорит про его проактивный подход.
- Можете составить портрет среднестатистического предпринимателя в Великобритании? Чем они отличаются от предпринимателей на постсоветском пространстве?
- Предприниматели из стран СНГ более проворные, они могут из кожи вон вылезти, чтобы добиться желаемого. А коренные жители Великобритании действуют по правилам и имеют традиционное мышление. Им необходимо много времени для принятия решений. Они консерваторы. Наши люди более шустрые, работоспособные и не боятся рисковать, поэтому столько успешных кейсов быстрого роста бизнеса.
Однако у англичан тоже есть большие плюсы в ведении бизнеса. Из-за того, что они консервативны иразмеренны, у них высокое качество услуг, всегда соблюдены личные границы. Предприниматели Великобритании знают себе цену. В отличие от наших, которые лезут из кожи вон, чтобы продать, порой даже то, что делать не умеют, и при этом могут себя обесценить. Российским и казахстанским предпринимателям не хватает навыка выстраивания личных границ, в том проявлении, когда у тебя есть четкие правила, которые прежде всего работают в твою пользу. Наша гибкость не играет на руку, потому как партнеры и клиенты начинают этим пользоваться.
- В Instagram, на мой взгляд, Вы самый системный блогер. Вы пишете о продуктивности и эффективности, делитесь лайфхаками и примерами из собственной жизни. Как Вы пришли к этому? Что такое системность и продуктивность по Вашему мнению?
- Когда я запускала первый бизнес, у меня случился какой-то хаос в задачах. Я начала смотреть, как могу все лучше организовать. И бизнес, и личную жизнь, чтобы время было максимально эффективно использовано. Я осознала ценность времени, у меня не хватало его категорически ни на что. И я думала, как сделать так, чтобы я больше успевала. И вести бизнес, и уделять время себе, и отношениям, т путешествовать, и обучаться. У меня много интересов, увлечений, и хочется всего. Но часто не хватает времени и энергии, чтобы все это реализовать.
Я поняла, что, когда я за всё хватаюсь, то ничего не получается. Поэтому надо быть размеренной, выделять определенное время, энергию, расставлять приоритеты. Я начала внедрять эти принципы в жизнь. Друзья и знакомые заметили, что я стала успевать многое, что у меня появились результаты в разных сферах жизни, и просили дать совет. Мне очень нравилось помогать, делиться опытом и знаниями.
Случился локдаун, появилась некая неопределенность по бизнесам, потому что было не понятно, что будет происходить. Два месяца у нас была тишина, и я думала, как могу использовать этот период для себя, на вещи, на которые у меня не хватало времени раньше. И вспомнила, что давно хотела вести блог, мне интересна тема развития личного бренда, тема инфопродуктов, как новая для меня сфера. Было любопытно попробовать эту бизнес модель, потому что там совершенно другие правила.
Я случайно попала на прямой эфир к крупному эксперту. Она рассказала про меня, эфир получил большое количество откликов. Девушки хотели тоже научится организовывать свою жизнь, навести порядок в делах. Прямо на эфире я сходу сказала: «Давайте я проведу для вас марафон». Сказано – сделано. В марафоне было 250 участниц. Для меня это был шок. Я поняла, что тема очень интересная, хотя мне казалось, что это всем понятно и знакомо. И я начала делиться своими знаниями и опытом. Все проблемы, боли и задачи, которые я решала на своём пути откликаются многим. Если я преодолела их, то смогут и другие, если дать им необходимые инструменты и системность.
Системность — понятие высокого порядка, поэтому включает в себя продуктивность, планирование, фокус внимания, дисциплину и регулярность. Это значит, что создав свою систему, вы будете больше успевать, доводить дела до разумного завершения и, главное — получать результаты.
- На Ваш взгляд, тренд на инфобизнес идет на спад или же эта сфера не исчерпала себя?
- Я знаю, что инфобизнес – это сфера, которая будет расти и развиваться. Все больше и больше людей видит ценность в онлайн-обучении. Единственное, что немного трансформируется формат. Я лично думаю, что огромные запуски, по 5 000 человек и более, скоро себя отживут. Мне кажется, что всё больше идёт к более индивидуальному подходу, люди хотят получать внимание. Так, всем моим участницам программы нравится наш формат обучения в небольших группах по 12 человек. В таком VIP-формате с наставником каждая участница получает очень много внимания и обратной связи, это мотивирует и помогает все полученные знания и навыки сразу внедрять в жизнь. История про «купил курс, прослушал лекции и новые знания не применил» становится неэффективной.
- В Казахстане и России многие более или менее известные блогеры запускают собственные курсы. Некоторые из этих курсов заканчивались скандалами, кстати. На Ваш взгляд, как подобрать курс и экспертов? Как не ошибиться при выборе онлайн курса?
- Я уже об этом рассказала на своем примере. Нужно четко понимать зачем тебе это обучение. Не потому что тебе понравился блогер и ты решил купить у него обучение. Да, важно найти по отклику эксперта, но важнее – твои цели и необходимые тебе навыки. Что тебе дадут те навыки, которые ты получишь во время обучения?
- Вы – автор трансформационной онлайн-программы «Я – системность». Из чего состоит программа? Какие знания и навыки вы передаете?
- «Я – Системность» – это пошаговая практическая двухмесячная программа повышения личной эффективности и построения системы жизни, в которой вы достигаете максимальных результатов. При этом чувствуете себя в балансе и получаете удовольствие от того, что делаете.
- С какими результатами уходят участники и участницы программы?
Они умеют восполнять энергию эффективным для себя способом, имеют удобный режим дня, в котором они максимально продуктивны. Наводят порядок и внедряют систему в своем пространстве, в том числе в цифровом. Проводят ревизию дел, избавляются от лишнего и неактуального, оптимизируют рутинные дела, автоматизируют процессы, делегируют. Учатся выполнять задачи быстрее и эффективнее.Высвобождают 2-4 часа времени на себя, семью и отдых. Ставят цели, делают их декомпозицию на маленькие выполнимые шаги, чтобы реализовать свои заветные проекты и мечты. Внедряют систему гибкого и эффективного планирования.
На одном из потоков две девушки продали квартиры, которые лежали тяжелым грузом, кто-то решил уйти из найма в самореализацию или оптимизировал бизнес процессы и увеличил доход, а кто-то просто пересмотрел свои ценности и избавился от лишнего в своей жизни.
- Как специалистам из разных областей начать «продавать» свою экспертность? Как Вы сами пришли к этому?
Нужно четко определить в чем ты специалист и что конкретно ты продаешь. Нужно себя упаковать, понять какое у тебя УТП, кто твой клиент. Проделать серьезную работу, начиная с анализа себя, своих компетенций, уникальности, анализа рынка. И, главное пробовать. Не бояться предложить тестовый продукт или собрать пилотную группу для теста по специальной цене. Можно прямо заявлять, я тестирую новую для себя нишу и набираю кейсы. Люди с удовольствием идут в такие истории.
Сложно начинать продавать без кейсов, нужно их наработать. Например, оказывая услуги за небольшую плату, просить своих первых клиентов стать кейсами. Продажи – отдельная большая тема. В ней и про страхи, и про преодоление себя, и про выход из зоны комфорта. Так, если у эксперта нет продаж, нужно анализировать причины. Не хватает компетенций, навыков, кейсов или мешают страхи?
- На каких курсах и инфопродуктах Вы обучаетесь сами?
- Я обучаюсь постоянно, иногда беру паузу, чтобы мозг отдохнул. У меня есть конкретные цели на год иесть цели на месяц личного и профессионального характера. Я всегда анализирую, что мне необходимо, чтобы достичь цели, какие навыки мне помогут. Отталкиваясь от этого, я понимаю, какие виды обучения могут понадобиться. Я не прыгаю во все подряд, очень редко беру курсы просто так. Например, когда я запускала свой проект «Я – Системность», мне нужно было понять, как работает инфопродукт. Практически год я обучалась тому, как создать успешный образовательный продукт, как по методологии сделать так, чтобы люди доходили до конца курса и прочее. Поступательно шла по всем темам и брала программы у самых топовых экспертов.
Я беру обучение у хороших экспертов, при этом мне важно, чтобы человек откликался по ценностям, чтобы мне нравилось, как он говорит, преподносит информацию, чтобы все было четко, без воды, структурно, понятно и удобно.
Больше половины проектов в мире не достигают успеха. Компании, которые улучшают свои процессы и инструменты управления чаще достигают успеха, чем те, которые этого не делают.
Если верить в свое дело и не останавливаться перед препятствиями, то вы сможете увидеть результат своих стараний
Что помогает современному человеку быть продуктивным? Удовольствие, яркость и радость от жизни, другими словами, жизнь в ресурсе или потоке – вот по-настоящему продуктивное состояние.
История о том, как героиня совершенно случайно узнала о своём призвании
История о том, как предпринимательница из Кызылординской области начала свой лоскутной бизнес
Как любовь к природе и чайное разнотравье привели к успешному бизнесу.