Как привычки помогут стать успешнее и нужны ли они предпринимателю
Существуют определенные черты характера, которыми, по мнению общества, должен обладать успешный предприниматель. И это не только здоровое питание, спорт или сон. Среди них: привычка управлять финансами, быть продуктивным, оценивать себя объективно, выбирать людей, продавать, быть в курсе всего, успешно справляться с трудностями, делать мир чуточку лучше и преодолевать себя.
Корреспондент MyBusiness.kz поговорила со специалистом-психологом и бизнес-коучем, чтобы выяснить, насколько эти привычки помогут стать успешнее и нужны ли они вообще предпринимателю. Практикующий психолог, директор центра развития "Умит" Елена Игина пояснила, зачем человеку нужны привычки. По ее словам, это - некие маяки, по которым человек, двигается вперёд, даже если вдруг вокруг него возникла неразбериха.
«Привычки могут мешать, когда они несут в себе отрицательную направленность. Например, бросать начатое на середине, не ставить конкретные цели, не рассчитывать свои силы, просить помощи и т. д. Чтобы найти золотую середину необходимо развиваться во всех отношениях: и как личность, и как партнер, и как предприниматель», – сказала она в беседе с корреспондентом издания.
Елена Игина также отметила, что из перечисленных выше критериев не все положительные.
«Нельзя сказать, что эти привычки приведут человека к успешному предпринимательству. Например, быть в курсе всего невозможно. Это может привести к неврозу и как следствие разрушить, а не развить личность», – считает специалист.
Ментор по развитию бизнеса, практикующий коуч Мадина Билялова имеет опыт работы более 10 лет. Специалист занимается оценкой потенциала человека, диагностикой личностных и профессиональных компетенций. Она подчеркивает, что не всем нужно, можно и полезно быть предпринимателем.
«У человека в структуре личности есть определенные шкалы, которые условно находятся в нормотипичном положении или в акцентуации (состояние, когда очень сильно проявлена та или иная шкала — прим.авт.). Сочетания очень индивидуальны, персональны и практически не повторяются. Я занимаюсь диагностикой уже порядка 5 лет и не видела ни одной похожей даже у людей из одной семьи. Есть вещи, которые заложены природой, а есть такие, которые нужно развивать», – уверена коуч.
Мадина Билялова и Елена Игина прокомментировали каждую из девяти нижеуказанных привычек и рассказали, какие навыки можно развивать, а какие заложены в нас с самого детства.
Управлять финансами
По мнению Елены Игиной, это - хорошая привычка, которая нужна не только предпринимателю, но и простому человеку.
«Если говорить о привычке управлять финансами, я считаю, что это абсолютный навык, который нужно давать и в школе, и в семье. И если у человека не заложено эффективное взаимодействие с финансами – как рисковать должным образом, даже элементарная история про сохранение и приумножение денег, то во взрослом возрасте у него с этим будут большие проблемы. И решать их нужно будет с определенными специалистами, даже с точки зрения психологической помощи. Потому что это уже встроено в мышление человека и перестраивать эти вещи нужно системно. Если человек повторяет определенные действия, как под копирку какого-то другого человека, то не факт, что получится, как у него, потому что у тебя к этому элементарно нет склонностей. И что касается денег, это навык, которому нужно обучаться. Если до этого у вас были не очень хорошие отношения с деньгами, то нужно, как минимум обучиться основам личных финансов и семейного бюджета, чтобы понять, как эта система работает», – выразила мнение Мадина Билялова.
Быть продуктивным
Елена Игина уверена, что это - хороший навык, но имеет подводный камень развития: можно быстро выгореть. Поэтому продуктивность должна сменяться таким же отдыхом.
«У доктора Стивена Кови есть потрясающий труд «7 навыков высокоэффективных людей». Он указывает, что навык – быть проактивным (составляющая продуктивности человека — прим.авт.) помогает человеку быть осознанным и очень зрело относиться к своему выбору. Еще я часто слышу комментарии, что мы не можем влиять на глобальные процессы. Но мы можем выбирать свое состояние в сегодняшнем моменте. Этот вопрос хорошо объясняет и разъясняет в своей книге доктор Виктор Франкл «Сказать жизни да». Быть продуктивным человеком – это выбор здесь и сейчас. Другой вопрос, в состоянии ли он сейчас делать этот выбор адекватно без вмешательства каких-то эмоциональных компонентов. Все, что касается эмоций – это тема эмоционального интеллекта. Чем больше человек об этом знает, тем больше разбирается в себе и тем больше он может видеть и оценивать с точки зрения взаимодействия с другими людьми», – сказала Билялова.
Оценивать себя объективно
По мнению Игиной, очень хорошая привычка, если человек умеет это делать экологично. Необходимо осознавать свои ошибки и достижения. Это навык, который стоит развивать.
«Это вопрос индивидуальности и того, есть ли рядом человек, который поможет объективно смотреть не только на себя, но и на те процессы, которые происходят вокруг. Поэтому в последнее время институт наставничества и менторинга помогает, и предпринимателям в том числе, двигаться вперед. В тот момент, когда у нас за плечами есть определенный жизненный опыт, личностные особенности, мы можем быть ограничены в тех парадигмах, через которые мы воспринимаем мир. Стивен Кови говорил, что пересмотр своей парадигмы, взгляда на мир может приносить очень большие результаты. Если у родителей была такая черта — очень объективно и без оценочно относиться к ребенку, поддерживать и помогать, то человек вырастает и адекватно воспринимает происходящее. Тот момент, когда мы перестаем объективно себя оценивать — это приступы перфекционизма, когда человек хочет что-то сделать лучше, чем он может сделать сейчас. Именно это не позволяет объективно видеть происходящее вокруг. Поэтому иногда нужен рядом человек, который имеет определенные компетенции в том, чтобы давать обратную связь. Этот процесс достаточно быстрый с точки зрения получения результата», - высказала коуч свою точку зрения.
Привычка выбирать людей
Выбирать людей – отличный навык, говорит психолог. Особенно уметь уйти от людей, которые по какой-то причине стали абьюзом для личности.
«Это больше про способность создавать отношения, поддерживать их, создавать команды, помогать развиваться. И со счетов нельзя сбрасывать нашу природную склонность к общению. У интровертов, экстравертов и амбивертов по-разному выстраивается стратегия построения отношений, люди выстраивают коммуникации совершенно разного качества. Навыки коммуникаций, это тот инструмент, который тому же интроверту может помочь перестраивать отношения с большим количеством людей. Только при условии, что человек по природе целеустремленный и понимает, для чего ему все эти люди», – считает Билялова.
Продавать
«Я убеждена, что могут продавать только люди с хорошо акцентируемыми шкалами демонстративности. Это потребность в самопрезентации, показать себя, отстоять свою точку зрения. В основе должна быть определенная доминантность, внутренняя сила и убежденность в правоте и, естественно, целеустремленность: для чего я это делаю, зачем продаю и что мне это даст. Я бы рекомендовала руководителям и собственникам бизнеса находить именно таких людей. Но перегибать палку тоже не надо, потому что в какой-то момент такой продавец забывает о цели и просто хочет быть звездой. Мы можем наблюдать, что сейчас есть много блогеров, людей в соцсетях, которые просто активные и яркие, но непонятно, для чего они все это делают. Но это все очень хорошо и быстро монетизируется. У кого-то успех строится на высокой жизненной энергии, такие «моторчики», которые не могут сидеть спокойно, они будут постоянно пробовать, совершать ошибки, потом снова возвращаться. И есть люди, которые своей демонстративностью, природной встроенной харизмой выстраивают продажи, строят системы, получают экономический эффект от возможности презентовать идею, продукт, услугу или себя», – говорит коуч.
Быть в курсе всего
Психолог Игина уверена: если человек решит, что он в курсе всего и вдруг перестанет развиваться, наполняться новыми знаниями, это значит, что он в точке разрушения.
«Это желание и потребность получать что-то новое. Есть такая природная шкала, как уровень жизненной активности. Чем она выше у человека, тем больше нового он хочет получать - информации, эмоций, людей. Быть в курсе всего — это еще и пробовать жизнь, постоянно искать что-то новое. Эта шкала достаточно сильно подвержена изменению в условиях стресса. Если человек испытывает психоэмоциональное напряжение длительное время, то шкала может снижаться — пропадает интерес к жизни, не знаешь, куда двигаться дальше. Чтобы вернуть этот интерес, нужно найти новый смысл, цель», – сказала коуч.
Успешно справляться с трудностями
Навык успешно справляться с трудностями не только закаляет характер, но и развивает личность, сказала Елена Игина.
«В этом человеку помогает и целеустремленность, и доминантность. Есть люди, в которых природой заложен внутренний стрежень, желание и готовность преодолевать какие-то сложности. Это природный талант. Бывает такое, когда человек сам себе успешно эти трудности создает, а потом сам их решает. Таким людям рекомендую составлять более амбициозные планы, смело умножать на 2 или на 3. Тогда способность справляться со сложностями хорошо реализуется. Для некоторых амбиции — очень полезная и нужная вещь», – подчеркивает Билялова.
Делать мир чуточку лучше
Превосходный навык, так как теория маленьких шагов очень экологична по отношению к развитию личности.
Делать мир лучше способны люди, у которых природная высокая чувствительность. Такие создают социально-ориентированный бизнес, бизнес для людей. Эмпатию можно развивать через погружение в тему эмоционального интеллекта. Но, к сожалению, больше, чем заложено природой, человек не может сделать. Генетически чувствительные люди сильно ориентированы на заботу, на создание комфортных условий, клиентоориентированность. Единственная сложность для таких предпринимателей не быть излишне мягким. Люди порой воспринимают эту чувствительность, как проявление слабости. Такому предпринимателю нужен партнер пожестче, будет следить за выполнением намеченного, за структурой. Чаще всего такие тандемы хорошо работают и приносят качественный экономический результат».
Преодолевать себя
Елена Игина говорит, что это может быть опасно для личности с психологическими травмами. Если предприниматель является «достигатором», может не заметить и разрушить себя, как личность.
«Преодолевать себя и сложности успешно могут люди-доминанты. Это по жизни бойцы, борцы, они ориентированы на справедливость. К примеру, волонтерское движение «Я – алматинец». Наблюдая за этими людьми, я вижу, что их внутренний стержень очень крепкий. При том, эти люди имеют высокую шкалу чувствительности. Они сильно сфокусированы на справедливость, честность, оказание помощи и даже заботы. Преодоление себя — это сочетание доминантности, жизненной активности и целеустремленности», - считает Билялова.
В завершении Мадина Билялова сказала: если каждая привычка в акцентуации приносит человеку пользу, то можно назвать это природным талантом или сильной стороной. Если привычка не приносит пользу или удовольствие, то можно назвать это минусом или особенностью, которую очень важно учитывать.
«Я очень рекомендую людям, которые идут в предпринимательство и хотят достигать больших результатов, очень серьезно познакомиться с собой, понять особенности характера и структуру личности. Тогда в любой сложный момент у них будет понимание, как с это особенностью справляться. Если человек ориентирован только на получение быстрого дохода, то результата не будет, будет большое разочарование, серьезные психологические травмы. Если человек хорошо понимает особенности своей личности, характера, поддерживает себя через новые знания и навыки, то однозначно человек обречен на тотальный успех и большие возможности в жизни», - резюмировала она.
Основатель сети ресторанов быстрого питания Lanzhou Гульбану Майгарина высказала своё мнение касательно постановления
Как научиться рисковать и не бояться потерять все. Как можно воспитать в себе смелость перед провалами?
Краткий обзор об опыте международного консорциума в развитии отечественных предприятий
Почему эмоциональный интеллект необходим в бизнесе, как его использовать и развивать