Учителя и родители обсуждают систему дистанционного образования
В первой части статьи мы опросили родителей школьников о том, что они думают по поводу эффективности текущего онлайн образования школьников, вынужденно внедренного вследствие карантина из-за пандемии коронавируса в мире. В этой части статьи мы опросили уже самих педагогов по этой теме.
Педагогам были заданы следующие вопросы:
Жапарова Абзал Хамидуловна, учитель русского языка и литературы, стаж работы 27 лет
Размышляя о ситуации и событиях в мире, невольно вспомнила строки из репертуара Андрея Макаревича: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!» Ан нет… приходится. Кому и как? Все зависит от восприятия и готовности к этим изменениям.
Изменение формата обучения стало вынужденной мерой, к которой, по мнению многих коллег, не были готовы ни система образования, ни информационная система. И хотя о дистанционном (онлайн) обучении писали еще в прошлом веке, тем не менее всем, кто соприкасается непосредственно или опосредованно, в сжатые сроки пришлось адаптироваться.
Предварительная работа нашей школы заключалась как раз-таки в выработке единой системы, во время которой и проявился дух команды (во время каникул учителя показывали пробные уроки, обсуждали плюсы и минусы платформ, обучали друг друга техническим премудростям, делились познаниями и статьями о применении дистанционного обучения за рубежом и постсоветском пространстве).
Несмотря на то что зарубежные страны стали использовать дистанционное обучение еще с 1970-х годов, они по сей день испытывают трудности. Что же можно говорить о нас, впервые сделавших шаг в этом направлении?
Поэтому многое зависит от факторов: от платформы обучения, от расписания и программ до единого понимания и видения пути, цели, выбранной школой. Следовательно, на мой взгляд, от этого напрямую зависят плюсы и минусы онлайн обучения. Их много, перечислять и повторять не вижу необходимости, тем более о них кто только не высказывался.
Преимущественный плюс вижу в том, что онлайн обучение может стать эффективным при использовании методов и технологий, обеспечивающих активность обучаемого на всех этапах деятельности, в формировании навыков самообучения учащихся. С одной стороны, знания, приобретаемые посредством самообразования, прочны и продуктивны.
С другой – требует организованности, концентрации, собранности и ответственности. Самостоятельная работа была признана еще при традиционной системе обучения. Поэтому наша задача стать организатором познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной учебной работы и научно-технического творчества. Нам всем пришлось принять вызов времени, еще предстоит выполнить «работу над ошибками», обдумать перспективы. Однозначно, обучая детей, мы, педагоги, одновременно с ними постигаем инновационное.
Абдулкахарова Никара Сафиевна, учитель начальных классов ЧУ «Math-Language «SEED School», педагогический стаж учителя начальных классов – 16 лет
В нашей стране дистанционное обучение в ВУЗах начало применяться уже раньше, с переходом заочного обучения на дистанционное, но в общеобразовательных школах, учитывая возрастные особенности и социальную адаптацию детей в коллективе, дистанционное образование не применялась. Хотя в Казахстане было немало специально разработанных интерактивных онлайн платформ для обучения.
Но, пандемия поставила перед казахстанским образованием новую задачу – организовать дистанционное обучение.
Когда нам, учителям, 14 марта сообщили, что мы переходим на дистанционное обучение, но при этом никаких конкретных инструкций не было, конечно, мы немного запаниковали.
Но это, как оказалось, было не так сложно и не так страшно. В течение каникул коллективом нашей школы были разработаны и вбиты готовые уроки на платформе learningapps.org. Также учителями нашей школы проводятся ежеурочные конференции в Zoom, где учащимся даются подробные иструкции к уроку.
В первые дни, пока ученики не в полном объеме ознакомились с обучающими платформами, конечно, были трудности, дети отвлекались, сейчас, проучившись одну полную неделю, во время урока с огранизацией класса трудностей не возникает. Дети стали собраннее, ответственнее, учатся сами уже в реалии добывать информацию в тех же чатах класса, в интернете, что предусматривалось в обновленном формате образования.
Думаю, в дальнейшем Министерству образования можно оставить и внедрить, как один из видов обучения, среднее дистанционное обучение. Ведь мы проходим сейчас опробацию всех ступеней среднего образования.
Людмила Колесникова, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель в КазНАУ
В КазНАУ хорошо налажена система дистанционного обучения. Есть возможность вести занятия онлайн. Есть обратная связь. Электронные журналы. В систему Platonus выкладываются материалы. Это давно практиковалось, сейчас очень пригодилось. Поэтому записываю видео-лекции, и консультации. Параллельно работаем через WatsApp. Думаю, в других вузах особых проблем тоже не возникает.
В школах это сложно, нужны наработки. Это дело не одного дня и даже месяца.
Абдельдинова Еркежан Ердосовна, учитель истории школы, лицей №15, г. Нур-Султан, стаж работы 9 лет
В связи со сложившейся ситуацией в стране, еще на каникулах руководство нашей школы и педагоги искали методы и предлагали идеи по поводу обучения учеников в 4 четверти.
Благодаря слаженной работы министерства, управления образования еще на каникулах были проведены обучающие вебинары, конференции по поводу организации учебного процесса в режиме онлайн. Было немало трудностей, однако все мы, учителя, понимали, что главная наша миссия в сложной ситуации, собраться, и выполнить свою работу, дать знания детям. Вспоминается, что даже в годы войны процесс обучения продолжался.
Плюсы в нашей ситуации, что ребята продолжают обучение, используя удобные им средства связи. Использование телеуроков, в объяснении новых тем, обратная связь с учащимися через программу Кунделiк, Zoom, или по другим удобным коммуникациям облегчает процесс обучения как ребятам, так и учителям. Конечно, на мой взгляд, прямого контакта ученика учителя в школьных стенах, дистанционное обучение не заменит, но сейчас все мы понимаем, что эта вынужденная мера перехода.
В дальнейшем онлайн обучение вижу как дополнительный формат в образовании, в котором Министерство образования предложит эффективные инструменты практической реализации в получении качественного знания учащихся.
От редакции: Исходя из озвученных мнений родителей и учителей, можно сделать вывод, что в новой системе обучения если и прослеживаются плюсы, то в отдаленной перспективе. Сейчас же ни учителя, ни родители, ни сами дети объективно не готовы учиться по-новому. Радует, что четвертая четверть – самая короткая и эксперимент продлится всего восемь недель.
Как школьники и их родители приспосабливаются к дистанционному обучению
Психолог-педагог Карина Якупова рассказала как помочь детям дошкольного возраста адаптироваться к условиям карантина
Психолог и бизнес-консультант с 20-летним стажем раскрывает секреты лидерства, свободы и счастья
Создатель проекта "Umay Boost" рассказала о третьем потоке программы, который стартовал 10 марта 2020 года
Если о тебе ничего не пишут, значит о тебе ничего не знают – так гласит правило любого бизнеса сегодня. Так ли это?
Операторы программы «Женщины в микробизнесе» составили портрет женщины-предпринимателя в Казахстане по следующим характеристикам: география, направления деятельности, количество действующих субъектов и др.). По их данным, больше всего женщин-предпринимателей проживает в Восточно-Казахстанской, Алматинской и Карагандинской областях. Их доли в этих регионах практически равны и составляют чуть более половины.