Никто не справится с организацией семейного торжества лучше, чем профессиональный PR-щик. Хотя гостья MyBusiness.kz Алия Хайруллаевна Ахмалишева и позиционирует себя как домохозяйка с активной жизненной позицией, у нее достаточно опыта в проведении мероприятий и PR.
Именно она помогала продвигать важный для столицы проект «Арбат Астана». Полгода назад стала сооснователем проекта «Красота спасет мир!» и активно поддерживала одну из участниц конкурса «Достойный гражданин Казахстана» Марину Чейшвили. Социальные проекты и интеллектуальные мероприятия — основная нынешняя деятельность Алии Хайруллаевны.
Ровно год назад в ее семье произошло важное событие – замуж вышла единственная дочь, которая, кстати, пошла по стопам мамы и работает PR-менеджером в банке. Легко ли пиарщикам организовать семейное мероприятие и как все происходило? Узнаем это лично у Алии Хайруллаевны.
— Алия Хайруллаевна, каково это выдавать замуж единственную дочь?
— Конечно, это было волнительное событие для нашей семьи. Знаете, я заметила, что для моего супруга Каната выдать дочь замуж стало бОльшим потрясением, чем для меня. Я же давно приняла мысль, что когда-нибудь Анара встретит свою судьбу и уйдет из родительского дома.
Наша дочь всегда была свободной личностью. С 10 дней от роду мы практиковали свободное пеленание, потому что уже с младенчества она не терпела ограничений! Спала всегда отдельно. Я никогда ее не укачивала, не убаюкивала, этого и не требовалось, она не была капризным ребенком. Спала крепко. Мы жили в семейном общежитии, могли ее уложить и тут же устроить «дискотеку». Спокойная, неэмоциональная, малоговорливая, интроверт по сути – вся в папу! С детства самостоятельная, мы ей всегда доверяли и всегда уважали в ней личность. Когда она познакомила нас со своим парнем, у нас не оставалось сомнений, что это жених, который когда-то станет ее мужем.
Так и произошло. Через несколько месяцев после этого знакомства, Магжан сделал предложение руки и сердца нашей Анаре.
Через пару месяцев мы встретились и познакомились с родителями жениха в ресторане. Нам вручили символическое «кәде» – корзину с яствами и за ужином мы обговорили нюансы предстоящих событий.
Единодушно решили, что не будет обмена подарками. Также договорились объединить три действа: «алдынан өту», «құда түсу» и «сырға салу» в одно мероприятие. Сватов мы встретили 16 декабря у себя дома, как и должно быть в классическом варианте.
После сырға салу, нам вручили обязательные 5 подношений: қалым мал = той мал; кілем; ана сүті; өлі-тірі и қоржын с подарками всем присутствующим родственникам невесты.
Подарки мы согласовывали заранее, поэтому все остались довольны. Например, все женщины получили в дар серебряные изделия, гранатом. И в этом был особый смысл.
Там же мы объявили, что будем проводить Кыз узату, несмотря на то, что Анара была против лишних, с ее точки зрения, расходов. Наша дочь вообще не любитель шумных праздников. Последний праздник, который мы для нее организовывали с приглашением родственников, был, когда ей исполнилось 11 лет. Отметили по-домашнему, только со своими.
Далее она уже отмечала в кругу друзей без нас и вне дома.
Я очень много читаю, активно интересуюсь краеведением, казахскими народными традициями и называю это обретением этноса! Что-то мне не нравится из обычаев и традиций, а что-то мне было бы интересно реализовать в жизни.
У казахской женщины последний ее личный праздник – это Қыз ұзату, когда родня провожает невесту замуж. После этого больше ее не чествуют, она растворяется в муже, в детях, в семье, в роде… Ее больше нет как отдельной личности. Только мужчинам отмечали различные события и достижения. Вот так было у казахов раньше. То, что женщины сейчас проводят свои дни рождения шумно, организовывая банкеты – это уже современное веяние.
Поэтому мы не могли не устроить Қыз Узату. Более того, наша девочка достойна красивого особенного праздника и нам очень хотелось ей такой день подарить.
— Как происходила подготовка?
— Дети хотели жениться летом: с фотосессиями, выездами и т. д. Рассматривали вариант оупенэйр. Настраивались на лето, но потом оценили плюсы и минусы, учли, что в это время в Астане будет проводиться EXPO-2017, а это сложности со свободными заведениями, раздутые цены, ограничение движения транспорта. Потому как нам нужно было соотнести качество и стоимость, мы решили, что будем проводить Узату в феврале. Как мы рассуждали: январь – холодно, отдых после всех новогодних праздников, всеобщее безденежье, в марте — 8 марта, Наурыз- а это опять взлёт цен на продукты и все виды услуг, оттепели, значит грязь…. А февраль – «мертвый» сезон, заведения свободны и рады любым клиентам.
— То есть вы советуете проводить такие мероприятия зимой?
— Конечно! Посмотрите сколько плюсов! Кроме того, зимняя красота, чистота, белоснежность. День Узату Анары 25 февраля был очень светлый и даже по-весеннему тёплый и солнечный.
— Сколько человек было?
— 90 человек. 24 гостя со стороны жениха, а остальные – наши, самый узкий круг. Сделали мы так для того, чтобы Анара чувствовала себя комфортно среди близких людей. Поэтому некоторые неприглашенные родственники огорчились и были в недоумении. Я объясняла, что у нас не той, а вечеринка и приглашаем только тех, кто лично знаком с Анарой и кого наша дочь может узнать. А то, иногда бывает так, что люди приходят на той и имен молодоженов не знают. Вот это было первое потрясение для нашей родни. Что мы еще сделали необычного? Мы разделили родственников: на Ұзату пригласили всё среднее поколение, а их детей — племянников, половина которых уже женаты, взяли с собой на Той жениха.
— Вы провели стилизованное мероприятие?
— В стиле семейной вечеринки. Первая часть называлась «Детство», вторая часть – «Друзья». Мы хотели камерность, ощущение единого стола. Это могла позволить рассадка за П-образным столом. Но мы не нашли подходящий зал: либо слишком большой и пустой, либо маленький и тесный.
Также рассматривали загородный формат, но тогда нужно было бы организовать трансфер — доставку гостей. Учитывая непредсказуемую февральскую погоду в Астане, мы не рискнули и решили отказаться от этой идеи. В итоге, выбрали очень красивый, нарядный ресторан с отличной кухней в центре старого города.
— Вы нанимали агентство или сами все организовали?
— Обычно говорят: «Мал, банкетный зал, тамада тапсаң — болды!». Вот такой рецепт казахской свадьбы, но меня он не устраивал.
Поэтому, когда речь зашла о сценарии, то если честно, я не желала стандартного помпезного мероприятия и планировала сделать его нешаблонно. Изнутри меня шло желание сделать некий микс традиционных казахских опций, даже может быть некоторых забытых, в более современном варианте.
Я сама написала поминутный сценарий. Агентство мы не нанимали, но, конечно, не обошлось без профессионалов шоу-индустрии. Тамада! Нам нужен был двуязычный интеллигентный тамада. Избитые игры и шутки были исключены, мы не хотели ничего стандартного, создавали свое, новое, эксклюзивное.
Со всеми подрядчиками, с кем я встречалась для обсуждения мероприятия, сразу говорила, что будет не так, как они привыкли. Будет согласование всех моментов и авторский надзор с моей стороны. Вот тут и происходил основной отбор. Если человек был готов на эксперименты, я понимала, мы найдём общий язык. Так было с художниками, фото- и видеографами, с оформителем зала, с самим рестораном, который ввел в меню специально для нас новый салат и изменил рецептуру некоторых блюд. Так и с тамадой. Придуманные и предложенные мной интерактивы и игры были хорошо реализованы им.
— Какие традиционные и нетрадиционные элементы вошли в программу?
— Из традиционного: списки по столам, две части с антрактом-дискотекой, тосты – толпами в категориях, бесбармак.
Что касается нетрадиционного подхода, то мы отказались от бумажных приглашений. Разослали через WhatsApp специально нарисованную художницей открытку с приглашением в виде стихотворения.
На нашей вечеринке не было профессионального шоу и артистов, кроме отличного вокалиста, который работает в паре с тамадой. Гости сами пели, сами танцевали, близкие родственники заранее готовили творческие номера.
Первый час мероприятия был особенно интерактивный: три фотозоны; экспозиционный уголок, где были выставлены вещи из детства Анары; на экране демонстрировался слайдшоу, где гости могли увидеть свои фото с невестой. У гостей брали интервью, потому что мы не планировали всем давать слово для тоста.
А еще наша вечеринка началась вовремя! Кто еще может этим похвастаться?!
По сценарию прозвучало 5 бата, что было очень важно и символично для нас. К слову, я не люблю, когда с рюмкой стоят аксакалы, поэтому, считаю верным заменять их тосты на бата.
Кроме того, наша невеста не сидела скромно с потупленными вниз глазами. Это был ее праздник, поэтому мы сделали все, чтобы ей было весело и интересно. Чтобы максимально задействовать ее в сценарии, было подготовлено несколько сюрпризов…
— А кто занимался оформлением?
— Оформление требует много сил и ресурсов, поэтому мы пригласили профессиональных дизайнеров-оформителей и остались довольны. Тема нашего мероприятия была Гранат. Но гости об этом не знали и мы не заявляли определенный дресс-код. Почему гранатовая тема? Потому что имя нашей дочери «Анар» — в переводе с тюркского гранат.
В этом стиле было оформлено и приглашение, и баннер для фотозоны. Баннер, к тому же, был в виде раскрытой книги, так как Анара очень много читает. Мы специально придумали стихотворение про нее по правилам японского синквейна. Знаете, даже на обоях в ресторане был изображен гранат.
Среди угощений был специальный салат с гранатом, вместо бонбоньерок – handmade керамические шкатулки в виде граната, инкрустированные шлифованным сколом настоящего граната. Мы в них положили конфеты. А если туда поставить свечу, то будет подсвечник! Так же можно использовать их и в качестве копилки. Для приглашенных детей мы заказали пряники в виде раскрытой книгой и рисунком Анары как на баннере. Для шестерых подружек невесты были изготовлены керамические медальоны с гранатом.
— Как прошло само мероприятие?
— Все началось со встречи гостей – моя младшая абысын вместе с тамадой брали интервью, рассказывали про зоны активности, работали фотографы.
Далее – приезд сватов. Они красиво и торжественно спустились к собравшимся гостям по шикарной лестнице по парам. Тамада громко представлял их, озвучивая имена сватов и рассказывая, кем они приходятся жениху и откуда приехали. Под традиционное шашу их делегация заняла почетное место. Потом был приглашен жених с другом, они также спустились по лестнице под аплодисменты. Невесту выводили мы с супругом и это, как вы понимаете, уже не в казахских традициях.
После того, как Канат зачитал бата покойного дедушки, написанного на нашу свадьбу, он передал Анар жениху. Вечеринку начали со слайд-шоу, где показали как росла Анара и как ей делают предложение. Главная линия вечеринки была наша семья, но основной акцент я сделала на ее отношениях с папой: слайд-шоу с фото и видео, где они вдвоем, танец папы с дочерью.
В сценарий были включены сюрпризы для невесты, про которые я уже говорила. Это видеопоздравление из Москвы от ее подруг и еще, ранее утерянные, архивные видео ее московского детства. Анаре наши старания очень понравились! Она была настолько впечатлена и тронута, что решила рассказать про некоторые свои воспоминания.
Одна наша подруга сочинила более 25 стихов к мероприятию. Мы их раздали по столам и устроили конкурс на лучшего чтеца.
Тосты гостей получились яркими и интересными: они старались говорить просто и искренне, без шаблонов. Как я просила, звучали смешные истории, воспоминания, связанные с Анарой.
Вечер получился по-настоящему теплый и душевный.
— Некоторые узату заканчиваются очень грустно, невеста и родственники расстаются в слезах.
— Мы старались этого не допустить. Анара сказала, что не надо ее расстраивать, что она хочет с хорошим настроением уйти в новую семью. С этой целью мы исключили сынсу — прощальную песню невесты, заменив ее на песню сестренки Анары. Перед уходом невеста сделала подарки самым дорогим и близким ей людям и только они имели возможность попрощаться с ней, принимая подарок.
По утраченной казахской традиции она передала в дар любимой сестренке свою девичью шкатулку. Знаете, все-таки проводы невесты – очень трогательный момент и многие гости прослезились, включая дедушку Анары. Признаюсь, в какой-то момент я с трудом сдерживала дрожь в голосе, но совладала с собой. Наша дочь ушла от нас счастливая, ей праздник понравился и мы были этому рады!
По статистике, в среднем 7 из 10 женщин, которые хотят открыть бизнес, так и не начинают его. Почему так происходит? Наверное, причиной этому есть страх, боязнь нового и неизвестного. Чаще всего боязнь возникает из-за незнания принципов ведения бизнеса или боязни потерять вложенные деньги.
Сейчас наступила эпоха требовательных клиентов. Мир, действительно, очень сильно изменился за последние десятилетия, требования клиентов растут, и этим требованиям нужно соответствовать всем, кто хочет быть успешным в бизнесе.
Отличный клиентский сервис, высокий стандарт обслуживания клиентов – вот к чему стремится компания в сфере услуг. Но как правильно и эффективно выстроить систему отношений с клиентом? Что отличает компанию с отличным клиентским сервисом? Как создать клиентоориентированную культуру среди работников?
Многие из нас, наверное, слышали о теории шести рукопожатий. Вспомните хотя бы фильм Тимура Бекмамбетова «Елки». А ведь этой теории почти полвека. Ее основатели — два американских ученых — предположили, что каждый житель Земли, опосредствованно, то есть через других людей, знаком с другим любым человеком. /p>
В нашей стране очевидна тенденция развития малого и среднего бизнеса, при этом наблюдается повышенный интерес к собственному делу и у молодежи. Желание заниматься и развивать собственное дело появляется отчасти и благодаря государственным программам.