В нашей стране очевидна тенденция развития малого и среднего бизнеса, при этом наблюдается повышенный интерес к собственному делу и у молодежи. Желание заниматься и развивать собственное дело появляется отчасти и благодаря государственным программам.
В Казахстане с недавно времени действует программа по развитию продуктивной занятости и массового предпринимательства, которая создает условия для развития предпринимательского потенциала, открытия и ведения собственного дела. О логике бизнес-отношений и о предпринимательстве, в целом, мы поговорили с профессором бизнес-университета «МИРБИС» (Россия) Александром Сергеевым.
— Александр Михайлович, сейчас на рынке много литературы на тему бизнес-мышления. На Ваш взгляд, что это за мышление?
— Давайте вначале уточним, о каком именно бизнес-мышлении идет речь. Существует два типа мышления, которые мы и называем бизнес-мышлением. Это предпринимательское и управленческое мышление. А это разные вещи!
Человек может быть хорошим предпринимателем, но плохим управленцем. Бывает и наоборот. В предпринимательстве, в первую очередь, речь идет о некой активности. Как увидеть рыночную нишу, как понять своего потребителя, как установить с этим потребителем отношения? Но на практике мы видим: человек придумал хорошую бизнес-идею, начал развивать свой бизнес, но выстроить его не смог. Бизнес у него разваливается, так как он не может им управлять.
Очень важно в бизнесе сочетание двух качеств, иногда плохо между собой сочетающихся. Это предпринимательское мышление и управленческое мышление. Хорошо получается бизнес у тех людей, которые могут эти вещи совмещать.
Хотя в некоторых компаниях это нужно разделять функционально. Есть предприниматель как владелец бизнеса и есть наемная команда менеджеров, которые занимаются управленческой деятельностью.
— И как предпринимателю найти выход?
— Предпринимателю нужно определить границы своих возможностей. Нужно понимать, что ты хорошо умеешь делать, что у тебя хорошо получается. Если у тебя хорошо получается предпринимательская активность или у тебя хорошие идеи, умеешь правильно общаться с клиентами, умеешь развивать бизнес, так занимайся этим. Но найми управленцев, которые будут заниматься выстраиванием процесса. Либо наоборот.
Очень частая ошибка предпринимателей, и в особенности начинающих, в том, что они не могут совмещать два вида деятельности. В конце концов, у них получается плохо, а это ведет к краху бизнеса. Бизнес стартует хорошо, до какого-то уровня развивается, а потом они не способны наладить какие-то процессы и бизнес разваливается.
— Сейчас модно заниматься бизнесом. Многие мои знакомые хотят уйти из спокойного корпоративного мира в бурлящий мир предпринимательства. Но им не хватает бизнес-идей либо финансов, либо команды.
— Давайте разберем по пунктам. Первое, это когда начинающие предприниматели жалуются на недостаток денег. Это ошибочное мнение. Очень важно понять простую истину. Сейчас мы с вами сидим и говорим о бизнесе, а тысячи других людей думают, куда вложить деньги. Попробуйте спросить работников кредитного отдела банка, что их мучает? Они ответят, что не могут найти хорошего заемщика. Поэтому проблема не в недостатке денег, а в способности рассказать о своем бизнесе так, чтобы инвестору стало интересно.
С точки зрения бизнеса, любой предприниматель должен понимать одну простую, но важную истину. «Твой бизнес состоялся тогда, когда он стал инвестиционно-привлекательным, пока твой бизнес не интересует инвесторов, он интересен только тебе». Поэтому, когда ты начинаешь бизнес, нужно думать о том, как ты будешь делать свой бизнес инвестиционно- привлекательным. Ты должен подумать о том, кому твой бизнес может быть интересен.
Второй вопрос — это формирование команды. Обычно плохо получается тот бизнес, который вы начинаете с друзьями. Хотите потерять бизнес, делайте его с друзьями. Пока это разговоры в кафе на тему «А давайте сделаем бизнес» — это весело. Как только бизнес начинает приносить деньги, в личные отношения начинают вмешиваться различные факторы.
Поэтому желательно бизнес вести самому, а для создания команды привлекать людей, которые профессионально могут помочь. Поэтому команда — это когда люди вместе могут что-то делать, а не когда людей связывают хорошие личные отношения.
Я считаю, что должна быть бизнес-логика и логика отношений. Не всегда логика бизнеса и отношений одно и то же. Поэтому к бизнесу нужно относиться как к виду профессиональной деятельности. Этому нужно учиться, этим надо заниматься. Нужно изучать лучшие практики и технологии. Вот этим надо заниматься.
— А с родственниками возможен совместный бизнес?
— Для казахстанской аудитории будет интересна одна история. Есть одна известная международная итальянская компания. Ее основали братья из Флоренции. Компания была региональной, были некие обороты, но ничего выдающегося. А потом их племянник — молодой парень сумел превратить эту компанию в мировой бренд. Ее владельцы стали миллионерами. Но у этих братьев было по 20% акций, а у его племянника всего 5%, хотя он был генеральным директором этой компании.
Я помню смешной момент в одном документальном фильме про эту компанию: собрались они как-то все на семейном ужине, братья, к тому уже пожилые люди, готовят пасту. А к племяннику, который хоть и заработал для них миллиарды, у них так и осталось отношение «пойди и принеси». То есть для этих братьев он так и остался простым племянником, которого они могут, когда нужно гонять. Не более того.
Если ты хочешь помочь родственнику, то не стоит смешивать бизнес и родственные отношения. Заработал деньги — помоги родственнику, но это не значит, что нужно их набирать в свой бизнес и тем более включать в управленческую команду.
- Что Вы скажете о семейном бизнесе, когда муж и жена вместе начинают свое дело?
— Расскажу еще одну историю. Была одна семейная пара — совладельцы бизнеса, 50/50, все закреплено официально. В бизнесе 7 лет, семейные отношения складывались хорошо, двух детей вырастили. В какой-то момент жена решает, что пора бизнес продавать. А муж считает, что нужно развивать дальше. Так они и развелись.
— Рассмотрим категорию людей, которые считают себя генераторами бизнес-идей.
— Сидеть в кофейнях и обсуждать свои идеи с кем-то – это не бизнес, а бессмысленный род занятий. На самом деле, каждый бизнес начинается с одного документа — бизнес-плана. Когда вы понимаете бизнес-план и логику финансовой деятельности, тогда все хорошо и получается. Как только появилась какая-либо бизнес-идея, следует подготовить бизнес-план. Любая бизнес-идея требует подсчета. Может это и не детальный подсчет, но возьмите лист бумаги и подсчитайте основные доходы и расходы. Без особых иллюзий.
— У нас отношение к бизнес-плану такое, что его заказывают только когда нужно получить кредит или найти инвестора…
— Именно так, если вы составили для себя бизнес-план и понимаете, что ваша идея работоспособна, тогда об этом вы можете разумно рассказать инвестору. А пока у вас в голове только фантазии, это смешно рассказывать инвестору. Серьезный инвестор не будет на это тратить свое время.
— Будучи опытным управленцам, бизнес-тренером, что лично вы посоветуете начинающим предпринимателям в Казахстане?
— Мой первый совет людям, которые хотят заниматься бизнесом. Относитесь к этому как к профессии. Это не просто увлечение и приятное времяпровождение, а это особый вид человеческой деятельности, которым хочется заниматься. Мы же не допустим к операционному столу человека, который не имеет диплома врача. Так почему бизнесом должен заниматься человек, который в этом бизнесе ничего не понимает? Обычно неудачи в бизнесе возникают от того, что люди не относятся к бизнесу, как к серьезной работе.
Бизнес – более фундаментальное занятие, чем людям кажется. Если вы все-таки решили заняться бизнесом, необходимо подумать о качественной подготовке, и только тогда занятие бизнесом вас не разочарует, а принесет нужный результат. Бизнесу необходимо учиться, как и любой другой профессии. Предпринимательскую «жилку» нужно превратить в систему. В бизнесе выигрывают те, кто может превратить все в систему. А бизнес «купи-продай» уже не работает.
Бизнес – это очень интересный, творческий и важный процесс, который может сделать человек для себя, если хочет реализоваться в жизни.
Бизнес — это не только деньги, это еще интересная работа, это творчество и самореализация. Но, чтобы бизнес приносил радость, нужно этому учиться. И понимать, что занятие бизнесом — это особый вид профессиональной деятельности.
За последние несколько лет Инстаграм как инструмент маркетинга завоевал большую популярность среди домохозяек, решивших заняться небольшим бизнесом
Что читать, чтобы вырастить счастливых, здоровых, гармоничных, умных детей? Этот вопрос наверняка задавал себе хотя бы раз в жизни каждый родитель.