По статистике, в среднем 7 из 10 женщин, которые хотят открыть бизнес, так и не начинают его. Почему так происходит? Наверное, причиной этому есть страх, боязнь нового и неизвестного. Чаще всего боязнь возникает из-за незнания принципов ведения бизнеса или боязни потерять вложенные деньги.
В рамках Дня женского предпринимательства известный психолог Светлана Рудой провела мастер-класс о преодолении страхов, мешающих начать бизнес. По словам спикера, всегда можно найти решение любой проблемы, если подойти к этому вопросу с психологической точки зрения. Специально для наших читателей и подписчиков мы выкладываем полную текстовую расшифровку выступления психолога.
Рассказывает Светлана Рудой, психолог, представитель мировой ассоциации психологов EVROPSY и Российского психологического общества МГУ, бизнес-тренер и коуч:
— Вы знаете, год назад я сидела в этой аудитории совершенно в другом качестве. Я сидела и не понимала, что мне делать и куда мне идти. Либо идти в свой бизнес и продолжать то направление, которое у меня есть, но которое приносило мне очень маленький доход, или мне вернуться на хорошую высокооплачиваемую работу, где у меня было все. Думаю, для многих актуален такой вопрос.
Я была директором департамента по управлению человеческими ресурсами. У меня был дорогой костюм, хорошая машина, туфли, которые я любила. Я точно не представляла, что спустя год я буду стоять здесь в розовом пиджаке в качестве тренера. Выбор был тяжелый, рисков было много. Я сейчас не призываю бросаться всех в свое дело, потому что я сама переживала этот момент. Есть страх потерять статус, деньги. Есть страх начать новую жизнь.
Как ни парадоксально, но самый жуткий страх мы испытываем в тот момент, когда мы способны изменить жизнь. Со страхами нужно дружить, потому что это и есть индикатор того, чего мы боимся.
При рассмотрении проблемы страха невозможно проскочить момент значимости цели для вас. Насколько сильно вы хотите открыть свое дело? Насколько сильно вы хотите быть независимой? И вообще, чем вы готовы за это заплатить?
Я дам вам технику, и вы сами увидите четыре шага к открытию своего дела. Когда человек совершает такой шаг, очень важно, чтобы он понимал, что ему там безопасно. Это придает уверенность.
Первый момент – мы исследуем свой страх. Классификаций страха масса. Я не знаю ни одного психолога, который не затронул бы страх, о нем говорят все. Я остановилась на одной классификации, которая поможет вам. Методика называется «дерево страха». Почему дерево? Потому что по нему легче идти.
Что самое сложное в природе страха? Когда мы говорим «я боюсь открыть свое дело», мы не понимаем, что лежит за этим страхом. Самый основной страх человека в его жизни – страх всего или страх ничего. Сюда также относятся люди с панической атакой. Два самых сильных страха человека – страх жизни и страх смерти.
Страхи жизни
Социально-оценочные страхи. Чаще всего люди, которые боятся открыть свое дело, на этой веточке. Боимся авторитетов, выступлений, быть плохими, некрасивыми. Боимся потерпеть неудачу. Этому страху подвержены все мы, и подвержены потому, что нас так воспитывали. Ведь еще со школы мы боимся оценок. Это страх может зайти очень далеко.
Страх агрессии – конкуренция, крики. Кто говорит: «Как я пойду на рынок, открою свое дело, когда там куча таких как я, а я не умею сражаться с ними».
Пространственные страхи. Страх высоты, глубины, большого открытого пространства. Когда вы выходите в сферу своего бизнеса, перед вами открытое пространство. Бери и делай что хочешь. Самый первый стресс, который испытывает человек, это когда он начинает работать на себя, встает в семь утра и не понимает, как провести день, что ему делать. Знакомо? Времени много, пространства много. А что с этим делать?
Фортунообразующие страхи – судьба, неизбежность, фатальность. «Мне не суждено быть предпринимателем», «Мне гадалка на картах нагадала», «У меня все всегда работали с утра до вечера». В этой веточке очень много опыта, который вам рассказали ваши предки. В прошлом столетии очень долго внушали мысль, что быть богатым – это плохо, это опасно, и за это можно поплатиться своей жизнью.
Психические страхи – кошмары, сглаз, порча, страх детства. Плавающий страх может быть во всех категориях. Например, в гневе я могу причинить кому-то боль, в другой момент это относится к конкуренции.
Страхи смерти
Общебытовые страхи – старение, потеря близких, война, разрушение. Телесные страхи – боль, болезни, животные.
Зависимые страхи – отсутствие или нехватка агента зависимости. Игромания, алкоголь, наркотики и любимые люди.
Первым заданием будет знакомство со своим страхом открыть свое дело. Написать самому себе. Разве малыши себя оценивают? Они идут к своей цели и ничего не видят. Когда ребенок учится ходить, он падает, встает и снова пытается идти. У вас не было препятствий и страхов. Мы рождены только с четырьмя видами экзистенциальных страхов, и то это еще доказать надо.
Следующая техника – исследование цели. Можно фокусироваться на своем страхе, быть скованными. А можно представить себе гигантскую цель, достичь которую вы настолько сильно хотите, что вас уже не остановить.
Вы отвечаете на вопросы и ставите оценки от 1 до 5:
— Я достоин этой цели?
— Я способен ее достигнуть?
— Это действие, которое мну нужно совершить, экологичное? При движении к этой цели я никому не наврежу? Это будет соответствовать моим моральным принципам?
— Это действие сегодня возможно, с точки зрения разума?
— Цель стоящая?
Я не мотивирую вас обращаться к специалистам, я мотивирую вас обращаться к самому себе. Ответьте, почему вы достойны и недостойны того, чтобы начать заниматься своим делом. Можете хвалить себя, ругать себя. И просто перечеркните все то, где вы недостойны, неспособны, возможности не те. А все положительное берите в руки. И если ваша цель нестоящая, подумайте над тем, какая будет стоящей. Я верю, что каждому из нас методом мозгового штурма можно вытащить очень много креативных идей.
Следующий этап – работа с убеждениями.
Страшные убеждения
Большинство убеждений похожи на айсберг. Человек видит их проявление в своей жизни в виде осколка льда на поверхности воды.
Однако, основные «корни» находятся в глубине нашего бессознательного.
Проработать убеждения можно самим. Например:
— Я не могу открыть свое дело, потому что у меня нет денег.
— Почему у меня нет денег?
— У меня нет денег, потому что я работаю на работе, которая приносит мне маленькую прибыль.
— А почему я до сих пор работаю на такой работе, которая приносит мне мало денег?
— А потому что родители говорили, что все должны работать на работе с утра до вечера.
И при этом мы приходим к страху, который называется социально-оценочный.
И напоследок, моя любимая техника – создаем подушку безопасности. Эта подушка безопасности состоит из следующих составляющих: природа, близкие и эксперты. Как помогут эти составляющие на пути достижения вашей цели? Пусть на этот вопрос ответит каждый сам себе.
Сейчас наступила эпоха требовательных клиентов. Мир, действительно, очень сильно изменился за последние десятилетия, требования клиентов растут, и этим требованиям нужно соответствовать всем, кто хочет быть успешным в бизнесе.
Отличный клиентский сервис, высокий стандарт обслуживания клиентов – вот к чему стремится компания в сфере услуг. Но как правильно и эффективно выстроить систему отношений с клиентом? Что отличает компанию с отличным клиентским сервисом? Как создать клиентоориентированную культуру среди работников?
Многие из нас, наверное, слышали о теории шести рукопожатий. Вспомните хотя бы фильм Тимура Бекмамбетова «Елки». А ведь этой теории почти полвека. Ее основатели — два американских ученых — предположили, что каждый житель Земли, опосредствованно, то есть через других людей, знаком с другим любым человеком. /p>
В нашей стране очевидна тенденция развития малого и среднего бизнеса, при этом наблюдается повышенный интерес к собственному делу и у молодежи. Желание заниматься и развивать собственное дело появляется отчасти и благодаря государственным программам.
За последние несколько лет Инстаграм как инструмент маркетинга завоевал большую популярность среди домохозяек, решивших заняться небольшим бизнесом