Медер Сатибек: Мы столкнулись с проблемой финансирования средних предприятий в Казахстане

Совладелец и руководитель Art Price рассказал о своем пути в бизнесе и трудностях роста

    поделиться
Автор: Сабина Мустафина 15-09-2020

 

Фото: Сабина Мустафина

Руководители многих малых и средних предприятий в Казахстане ломают голову над тем, где найти новые источники финансирования для своего бизнеса. Один из основателей строительно-монтажной компании Art Price решил эту проблему достаточно необычно – с помощью краудфандинга. О своем пути в бизнесе, альтернативных инструментах финансирования и новой мечте он рассказал в интервью MyBusiness.kz.

- Медер, расскажите, пожалуйста, о своей компании. Какие услуги вы оказываете?

- Компания «Art Price» специализируется на предоставлении строительно-монтажных и электромонтажных услуг для крупных промышленных предприятий, вроде KEGOC, КазТрансОйла. В основном мы обслуживаем квазигосударственный сектор. В этой сфере мы работаем уже 11 лет, однако данная компания относительно новая, мы ее приобрели в 2017 году.

- Как вы пришли к своему делу? Какова ваша история?

- Я приехал в Алматы из села Кордай в Жамбылской области в возрасте 13 лет поступать в республиканскую физико-математическую школу, там же жил в интернате. Это были 1991-1995 годы, как раз развал советского союза и бум предпринимательства. Выходили такие предприятия, как «Астана-моторс», «Бутя», «Казкоммерцбанк», появились первые рекламные ролики. Все было настолько интересно – все чем-то занимались, что-то друг другу продавали. Сам по себе дух 90-х годов был духом предпринимательства. И я увлекся бизнесом, хотел быть похожим на этих ребят. С тех пор эта мечта реализовалась.

Сам по себе дух 90-х годов был духом предпринимательства. И я увлекся бизнесом

В частном предпринимательстве я около 15 лет. В первые 10 лет карьеры работал в наемном менеджменте, преуспел в различных отечественных и международных компаниях, с самых низов дорос до топ-менеджмента. Работал в различных сферах бизнеса, от торговли до производства, в строительных и энергетических компаниях. После этого ушел в частный бизнес.

Последняя моя наемная работа была связана с дистрибьютерской деятельностью, я возглавлял казахстанский филиал одной крупной российской компании по продаже строительных материалов. После того, как компания изменила стратегию и решила закрыть все зарубежные филиалы, нам было предложено эти компании выкупить.

С тех пор мы продавали строительные материалы. А продавали мы их нашим строительным компаниям. Мы их видели, общались с ними. Видели, что в этом в принципе нет ничего сложного и насколько они успешны. И решили стать строителями. На сегодня в бизнесе строительно-монтажных услуг мы уже более 11 лет.

- Какие у вас продукты и кто ваши клиенты?

- Сегодня у нас два направления бизнеса – одно из них связано с производством и реализацией товаров уличного назначения, так называемый outdoor-life бизнес (компании «keter» и «darvolex»).

Это террасная доска, уличная мебель, бассейны, детские площадки и так далее. Мы единственная компания в стране, которая занимается комплексной поставкой уличных товаров. В этом бизнесе у нас есть как частные, так и коммерческие клиенты, в числе которых BI Group, Базис-А.

Второе направление – строительный бизнес. Здесь мы начинали как субподрядчики для больших компаний. С тех пор выросли до самостоятельного генерального подрядчика. Нашими заказчиками были акиматы, министерства. В последние три года мы целенаправленно работаем с нацкомпаниями. Доля государства в казахстанской экономике достаточно большая, и хотим мы этого или нет, с государством мы должны работать. Среди госсектора наименее бюрократично и прозрачно работа поставлена в группе предприятий «Самрук-Казына». К тому же с ними проще, меньше рисков, закончили работу – деньги оплачиваются гарантированно.

- Вы участвуете в системе госзакупок?

- Да, система электронного закупа в Казахстане считается одной из самых продвинутых на территории СНГ. У нас нет преград для любых предпринимателей, начиная с индивидуальных предпринимателей, заканчивая крупными корпорациями. Все могут подавать заявки и участвовать в конкурсах, это все открыто. Я считаю, что в этом плане в стране проделана достаточно большая работа. Конечно, в группе компаний «Самрук-Казына» есть определенные критерии, квалификационные отборы. Мы все эти процедуры проходили.

- В этом году вы привлекли финансирование на краудфандинговой платформе iKapitalist (первый транш – 60 млн тенге, второй транш путем выпуска облигаций – 100 млн тенге). При этом погасили свой первый транш досрочно. Почему выбрали краудфандинг?

- Наша компания сейчас переживает период транзита – из малого мы превращаемся в средний бизнес. И мы столкнулись с достаточно серьезной проблемой финансирования средних предприятий в Казахстане.

По малому бизнесу есть много различных госпрограмм, «Даму», к примеру. У крупных предприятий так же нет особых проблем, у них есть своя система финансирования. У среднего бизнеса слабый доступ к банковским продуктам, потому что с одной стороны такой заем сам по себе достаточно дорогой, с другой стороны у банков очень большие требования к залоговому обеспечению.

Мы столкнулись с достаточно серьезной проблемой финансирования средних предприятий в Казахстане

К примеру, чтобы получить банковскую гарантию на 100 млн тенге банк, как правило, требуется поставить твердый залог на 300 млн тенге, который оценивается лишь на 170 млн тенге. Сам процесс также сильно бюрократизированный, наш личный пример – банковскую гарантию мы получали три недели, несмотря на то, что залогом выступали наличные деньги.

Барьеры достаточно серьезные, и нам приходится искать разные варианты. Я наткнулся на рекламу краудфандинговой платформы iKapitalist в Facebook, начал общаться с его основателем Нурбеком Раевым, и с тех пор мы сотрудничаем. Сегодня мы являемся самым крупным эмитентом на этой платформе. Стоит отметить, что платформа показывает высокую скорость финансирования по сравнению с теми же банковскими кредитами. С iKapitalist мы работаем уже второй раз. Первый заем закрыли успешно и досрочно.

- А как вам это удалось?

- Мы привлекали средства на 4 месяца, хотя по факту могли справиться с работой за 3 месяца, один месяц добавили на всякий случай, мало ли что может произойти. Но, слава богу, все реализовалось так, как мы рассчитывали, вовремя, поэтому у нас получилось ответить по своим обязательствам досрочно. Вероятно, мы просто правильно все спрогнозировали, свои силы и возможности.

- Пандемия коронавируса в целом отразилась на вашем бизнесе? Было ли изменение в доходности?

- Мы быстрорастущая компания – за три года выросли в 10 раз по объему выручки, и продолжаем расти. Конечно, пандемия нас тоже затронула, особенно те проекты, которые мы выполняли для группы компаний «КазМунайГаз». Например, во время карантина мы на три месяца вынуждены были закрыть объекты, это была вынужденная остановка производственного процесса, которая нам стоила дополнительных ресурсов.

Несмотря на это у нас продолжается рост выручки. Более того, в том сегменте, который работает с потребительским рынком, продажи выросли в четыре раза.

- Ваши клиенты – это крупные промышленные предприятия, в основном государственные. Есть ли риск того, что им сократят расходы из-за сокращения республиканского бюджета?

- В нацкомпаниях, конечно, кризис отразился, у них сильно снизился объем закупок. Ощутимо сократился нефтегазовый сектор страны. Мы подписали четыре выигранных контракта с государственными нефтяными компаниями, которые пришлось отменить. Здесь большую роль сыграло падение цен на нефть, как последствие пандемии. Но, в целом, общие наши показатели растут.

Бюджет страны сокращается, но мы пока не являемся большим игроком на рынке, чтобы все это почувствовать. Мы пока перешагнули только первые 2 млрд тенге по объему выручки за 2020 год, для нас потери от карантина незначительны. Даже если где-то сокращают расходы, мы свою нишу находим. Нам, как небольшому игроку на рынке, легче переквалифицироваться. Я думаю, можно еще вырасти в несколько раз и не почувствовать этого.

- Чем вы мотивируете себя каждый день?

- Моя мечта детства – стать предпринимателем – сбылась. Сегодня моя мечта – создание частного профессионального футбольного клуба. В Казахстане есть только два частных футбольных клуба, это «Кайрат» Кайрата Боранбаева и еще один небольшой клуб во второй лиге.

Я бы хотел создать футбольный клуб в родных краях, в селе Кордай. В Кордайском районе проживает 150 тыс. человек, это самый крупный район в Жамбылской области. Я сам там вырос и знаю, что дети там недостаточно заняты. Им нужен массовый спорт, и чтобы он развивался, нужен какой-нибудь хаб – профессиональный клуб, вокруг которого все это будет развиваться.

Моя мечта детства – стать предпринимателем – сбылась. Сегодня моя мечта – создание частного профессионального футбольного клуба

В футбольном клубе «Кайрат» обучаются порядка 600 детей, в том числе и мои дети. Они с детства знают, что такое спорт, что такое ЗОЖ, учатся работать в команде. Очень много бизнесменов среди бывших спортсменов и военных, там, где требуется дисциплина, характер и сила воли. Все это присуще футболистам. Конечно, профессионалами станут и выйдут в поле только 11 игроков из этих 600 детей, но зато столько детей получат правильное воспитание.

Футбольный клуб – это недешевый и чисто спонсорский проект. Для этого нужно построить очень много инфраструктуры – стадионы, поля, базы и т.д. Кроме того, чтобы выступать в высшей лиге чемпионата Казахстана среди профессионалов минимальный бюджет клуба должен составлять $5 млн. То есть, эта та сумма, которую я должен буду отдавать ежегодно.

Я считаю, что люди – главная сила любого общества и человеческий капитал должен стоять на первом месте. Цель, которая сегодня мною двигает – создание клуба, которая сойдет на пьедестал Премьер Лиги чемпионата Казахстана.

Медер Сатибек Даулетжанулы, родился в 1978 г., Жамбылская область, село Кордай,

Образование: AlmaU, MBA

Вид бизнеса: строительство, энергетика и торговля

Семейное положение: женат, 5 детей

Любимая книга: «От хорошего к великому», Джим Коллинз

Любимый фильм: «Джентельмены» (2019), реж. Гай Ричи

Любимая фраза по жизни: «Бог дал вам то, о чем вы его просили»

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
От продаж до завода: как казахстанец создал компанию по производству платежных терминалов

Основатель компании Cash Master Бейбут Асанбаев рассказал о своем пути в бизнесе

Казахстанские предприниматели создали национальный формат стрит фуда – «ет нан»

Создатели уверены, что Казахстану необходим свой национальный бренд на этом рынке

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!