Как школьники и их родители приспосабливаются к дистанционному обучению
Карантин – это не только самоизоляция, но и существенное испытание для школьников, их родителей, учителей и системы образования и возможности оперативного перехода в он-лайн режим. Мы не будем проводить тщательный анализ системы образования, платформ, а просто поинтересуемся мнением «участников веселья»: родителей и учителей, как им вынужденный онлайн.
Родителям были заданы следующие вопросы:
Юлия, мама ученицы 1-го класса
Процесс проходит в два этапа. Сначала смотрим телевизор (в нашем случае канал «Ел арна»), потом тоже самое проходим с учителем по WhatsApp. Она отправляет голосовые, мы слушаем и выполняем задания. Все понятно и самим процессом объяснения я довольна.
Насколько это эффективно не могу сказать. Только первый класс и задания не сложные. Как учатся по такой же схеме более взрослые дети, если честно, не представляю.
Брать на себя обучение ребенка я не была готова. У нас хороший учитель и у меня довольно самостоятельный ребенок, которая, в принципе, хорошо усваивает материал и без моих «руки в боки и орать» над тетрадями и учебниками. Я старалась особо не лезть в учебный процесс. Это не приятно мне, потому что я по природе не педагог именно в этом смысле слова и каждый промах моего ребенка воспринимаю как что-то супер-серьезное. А по факту, оказывается, это ерунда.
Надежда, мама ученика 2-го класса
Плюсы в том, что ребенок находится под контролем и действительно видно, что происходит с ним, что делается. Минус в том, что родители тратят много времени на уроки, домашние задания, так как дети не всегда могут правильно услышать и понять, что и где открыть, дома они не так сосредоточены, как в школе, поскольку знают, что им помогут родители. Что касается моей готовности заняться обучением ребенка самостоятельно – не готова. Государство не будет платить родителю за то, что он вместо работы, сидит дома и учит ребенка.
Ксения, мама ученицы 4-го класса, преподаватель ВУЗа
Если говорить со стороны матери, то обучения как такового нет. Есть просто информация, которую дают ребенку. Проверить – усвоил он ее или нет дистанционно учитель не сможет. Родители заняты не меньше детей и для них это лишняя головная боль. Как вывод – качество обучения именно в дистанционном обучении детей снижается.
Если как педагог – нет, не довольны. Чтобы понять, что усвоил ученик, нужно видеть его глаза (точнее, что там мелькает). Чтобы понять, как он усвоил материал – нужны контрольные работы (тесты, опросы). Сделать дистанционно это и проконтролировать что студент (ну или школьник) не воспользовался помощью нереально.
Система будет эффективна для детей только в том случаи, когда дети осознают зачем им нужны знания. Тогда они будут сами искать информацию, закрывать пробелы в знаниях, а учитель нужен будет как направляющее звено. Чтобы информация потреблялась не хаотично, а поэтапно – структурированно.
Как мать я считаю, что мой ребенок не готов к такой форме обучения. Для нее важно сейчас коллективное общение, среда, которую формирует школа, друзья, переживания. На таком этапе формирования личности дети не понимают важность знаний. Да и пока они еще не умеют находить мотивацию для самостоятельного поглощения знаний.
Если мы говорим о сформировавшейся личности, которая четко знает зачем ей нужны знания – дистанционная форма дает массу преимуществ: от возможности планировать график обучения, подстраивать обучение под биоритм до контроля пересечений с преподавателем и не малой экономии времени, которое при обычном обучении тратится на «приехать-уехать». Но это работает только если человек принимает на себя ответственность за свое обучение и понимает, что никто ему ничего не должен и результат лишь дело его рук.
Камшат, мама учеников 2-го и 7-го классов
Если честно, то это ужас, а не учеба. У нас обучение проходит по Скайпу. «Веселье» начинается с самого старта. Из нашей родительской переписки:
«- Мою дочь на английском кто-то удаляет из чата. Уже второй случай. Кто-то явно это делает.
- Спросите у детей как они думают кто их удаляет... дети сами знают, вот, например, Таю, когда удалили она сразу сказала, что это Рома. И она его тогда тоже удалила... Наш папа наругался на них и урок прошел спокойно, это пробное занятие было.
- У нас тоже проблемы! Постоянно кто-то отключает звук! Так и написано - другой участник отключил вам микрофон!»
Что касается самих уроков, то проходят они нормально. Учителя всячески пытаются донести до детей информацию, но дети, далеко не всегда готовы ее воспринимать. Мои мальчишки учатся в частной школе, небольшое количество детей в классе, продленка, во время которой они привыкли делать уроки. Дома приходится подстраиваться. Всем. И во всем.
И да, уроки физкультуры, хореографии и труда… На мой взгляд, толку от них ноль, зачем эти уроки? Просто для галочки? Если еще с основными предметами можно научится работать дистанционно и польза будет, то с физкультурой, хореографией – большой вопрос: для чего? Дети очень устают, родители тоже.
Ирина, сын ученик 7-го класса
Из плюсов, я его постоянно не дергаю. Минусы – темы не понимает, в чатах идёт болтология. Обучение неэффективно вообще, но выбора нет. Могли бы работать с детьми через скайп. Не готова я ему преподавать точные науки и казахский язык, наняла репетитора по алгебре, геометрии, физики. Химия и казахский язык «в пролёте».
Нургуль, мама троих детей. Двое из которых школьники: 14 лет – 8 класс и 12 лет – 6 класс
Сложившаяся ситуация в мире и нашей стране обязывает приспособляться и адаптироваться как взрослым, так и детям. Онлайн образование конечно вещь хорошая, но, если она отработана и прошла «обкатку», как говорится. Так как у нас этого ранее не было и система введена сейчас в экстренном порядке, всплывает много недоработок, как в плане технической инфраструктуры, так и человеческой неготовности.
С одной стороны, дети, возможно, и «закалятся», станут более самостоятельными, ответственными. Но не факт! Участие взрослых, т.е. родителей очень важно. Особенно, что касается детишек младшего возраста. В будущем, это светит большими пробелами в знаниях и неграмотность подрастающего поколения.
Однако многие родители сами не готовы к таким условиям. Отсутствие должной инфраструктуры: интернет, планшет, компьютер, а у некоторых даже и телевизора нет… Отсутствие навыков и компьютерной грамотности… Все это составляющие неэффективности онлайн образования… и в конечном итоге – социальный дефицит.
Детям нужно живое общение друг с другом, с педагогом… Если изначально предполагалось использование онлайн видео уроков посредством программы ZOOM, где дети хоть как-то могли видеть друг друга и учителя, то в конечном итоге все пришло к полной изоляции каждого ребенка, без интерактивного общения. Дети замыкаются, стрессуют под давлением установленных сроков сдачи домашнего задания, психуют из-за некорректной работы платформы kundelik.kz… и не только дети, родители в том числе.
Но в данный момент выхода нет, обстоятельства вынуждают принимать то, что спускается от МОНа. На мой взгляд, платформа kundelik.kz оставляет желать лучшего в своем функционале. Мессенджер what’s app не адаптирован к приему и отправке такого большого потока информации – забивается память телефона. Сейчас рассматривают другие варианты онлайн образования – youtube, facebook. Думаю, что платформа telegram более-менее эффективна в этом отношении. Канал принимает большой поток информации без потерь информации в режиме онлайн и без надобности систематически чистить память телефона.
В свою очередь, в сложившиеся ситуации, я как родитель готова принять на себя обязательства по обучению ребенка самостоятельно, при условии поддержки со стороны педагога.
Дильбар, двое детей, сын – 8 класс, дочь – 2-й.
Ужасно оцениваю обучение онлайн. Минусы - дети не успевают получить досконально информацию в домашних условиях. Мне кажется, было бы лучше, если бы домашнее задание выдавалось по учебникам, а классная работа, без письма, проводилась вовремя онлайн урока было бы лучше.
Мадина, 4 детей, 18 лет - студент, 15 лет – 8 класс, 10 лет - 4 класс и 5,5 лет детсад
Плюсы: возможность ребёнку самому организовать свой день и обучение; родителям спокойнее и безопаснее, так как в большом городе проблема довезти ребёнка, если не живешь рядом со школой.
Минусы: нет живого общения (сейчас ЧП, это понятно, но я смотрю на это как вариант осознанного выборе такого типа обучения), дети не готовы НИКАК к такой форме, как и педагоги. Много лишней информации в лишних чатах, все дублируется в платформу Кунделик, чаты мессенджеров, и электронную почту.
Мы не готовы технически: не достаточно гаджетов. Но не входим в список тем, кому полагается помощь. Дети не готовы сами учиться. Классно-урочная система не готовит детей к самостоятельности. Она даёт готовую информацию ребёнку. Наши дети к этому не привыкли. Не привыкли и родители. Проблема в системе образования в целом. Это не эффективно в настоящих условиях для моих детей.
Я бы предложила разработать механизм. И протестировать его вначале, а потом дать возможность открывать такие школы.
Я не готова брать на себя обучение, потому что родитель не должен брать это на себя. Должны быть хорошие подготовительные курсы с разъяснением детям и родителям. Дети должны учится сами и не за оценки, а за знания. Для этого надо перекраивать всю систему и менять менталитет. Нужно время.
Елена, один ребенок, ученица 9 класса
Телепрограммы по каналу «Ел-Арна» проходят. Смотрим лежа. Интернет виснет. Как можно учиться по телевизору? Один плюс, такая форма обучения развивает у ребенка самостоятельность. Насчет эффективности не могу сказать. Мне кажется, очень мало родителей, которые возьмут на себя обучение ребенка, даже если вышлют задания. Если только репетиторов нанимать (какую зарплату нужно иметь!). Школа все-таки дает разностороннее развитие. Сейчас мы родители встали на место учителей, почувствуем, что такое донести до ребенка урок. Может потом мы перестанет ругать учителей.