Как развиваться субъектам МСБ в Казахстане: четыре совета от KPMG

    поделиться
Автор: admin 14-11-2023

 

Главные проблемы субъектов МСБ в Казахстане в интервью kapital.kz назвал управляющий партнёр KPMG Caucasus and Central Asia Сакен Жумашев.

По его словам, это инфляция, ослабление курса тенге, завышенные ставки по кредитам, недостаток финансирования МСБ, всё еще высокая доля участия государства в бизнесе, а также теневой сектор экономики.


 

"Бюджетное финансирование, в свою очередь, не только искажает рынок, но также имеет крайне низкую экономическую отдачу – всего 0,3 тенге (30 тиынов) прироста ВВП на 1 тенге из бюджета. Конечно же, причины ограниченного доступа к капиталу для бизнеса носят более фундаментальный характер: рыночная реальность Казахстана связана с высокой волатильностью нашей "сырьевой" экономики. Отсюда и высокая базовая ставка (16%) вкупе с ростом инфляции и большой долей импорта. Всё это делает доступ к финансированию крайне сложным. МСБ не хочет кредитоваться под такие высокие проценты. Ведь ему нужны "дешёвые и длинные" деньги, а не "дорогие и короткие", как предлагается сегодня. Также МСБ в Казахстане страдает от непрозрачности деятельности, что создает проблемы для инвесторов и государственных органов", - сказал эксперт.

По его словам, со многими макроэкономическими факторами сами предприниматели справиться не могут.

Государство для поддержки МСБ должно стремиться к снижению темпов роста инфляции и уменьшению базовых ставок, что сделает финансирование более доступным. А также нужно уменьшать долю своего присутствия в частном секторе, считает Сакен Жумашев.

 

"Помимо этого, необходимо развивать альтернативные инструменты финансирования МСБ – например, фондовый рынок и рынки прямых инвестиций для МСБ. Вместе с тем государству нужно работать в направлении обеспечения защиты бизнеса, эффективной судебной практики и неизменной политики в части налогообложения и административно-правового регулирования", - сказал он.

Самим предпринимателям Сакен Жумашев рекомендует:

- внедрять цифровые технологии для управления, анализа данных и автоматизации процессов;
- расширять онлайн-присутствие через интернет-магазины и соцсети;
- использовать платформы электронной коммерции для увеличения продаж;
- активно искать возможности для экспорта товаров и услуг.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как НКО работать с бизнесом?
13-11-2023– admin

В Астане 16 ноября пройдет мастер-класс Евгении Белотеловой (экс-директор Фонда "Друзья", основатель Московской Школы филантропии) и Евгения Фронталина (управляющий партнёр Philin Philgood)

Как обеспечить равенство при рекрутинге и не допустить дискриминацию. Советы работодателям
08-11-2023– Аяжан Ойрат

В мире, где диапазон навыков, опыта и потенциала кандидатов постоянно расширяется, создание справедливых и равных возможностей для всех становится неотъемлемой частью успешного рекрутинга. Разнообразие и включение становятся ключевыми аспектами, и работодатели более чем когда-либо призваны обеспечивать равенство и исключить дискриминацию в процессе подбора персонала, считает Аяжан Ойрат, юрист-международник, региональный директор ОФ “Центр исследования правовой политики”, автор сегодняшней статьи

Репутационный аудит: как компания представлена сегодня и как она должна выглядеть завтра
11-09-2023– admin

Каковы получаемые выгоды от использования системы медиа- мониторинга и как развивается рынок в данном направлении. Мы решили обсудить это с генеральным директором компании «iMAS Group» Данияром Бибасар

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!