Доверие к бренду и репутация компании являются важными, а порой чрезвычайно важными активами компании. Доверие может помочь бренду “взорвать” рынок, завоевать его, а недоверие часто убивает бренд.
Пример международного бренда The Ordinary очень показателен в этом контексте. Это один из самых популярных и рекомендуемых брендов по уходу за кожей за последние несколько лет. Особенно его полюбили инфлюенсерсы на TikTok и YouTube в 2020 году.
Во время пандемии бренд заработал на этих платформах свою преданную аудиторию из потенциальных клиентов, превратившись в культовый для инфлюенсеров.
“Первые пользователи становятся нашими евангелистами, и многие будущие клиенты обращаются к бренду благодаря их рекомендации продуктов”. Эти слова генерального директора и основателя компании The Ordinary Брэндона Труакса, по сути, являются руководством к действию для любого начинающего бренда. Впрочем, не только начинающего.
В своей работе по завоеванию доверия у аудитории бренд выделяет пять тактических шагов, которым можно поучиться:
Первый шаг — это привлечение к продукции новых поклонников с помощью обучающих видео в социальных сетях.
Второй — создание привлекательного контента через своих лучших клиентов.
Третий обязательный шаг — работа с фан-сообществами.
Четвертый — проведение конкурсов в социальных сетях со специальными наградами и бонусами для победителей. Это отличный способ привлечь новых клиентов и повысить узнаваемость бренда.
Пятый шаг — привлечение сотрудников в качестве амбассадоров своей продукции в социальных сетях.
На самом деле, тактика создания привлекательного контента через своих инфлюенсеров — один из трендов времени. Вместо традиционной рекламы или PR, The Ordinary стимулирует своих клиентов самим создавать контент, самостоятельно взаимодействовать в социальных сетях и рекомендовать продукцию другим покупателям.
Результатом такой тактики стали тысячи новых видео о продукции бренда The Ordinary, которые были размещены в социальных сетях. Это намного больше, чем было создано самим брендом на их собственных каналах.
Вот только один из примеров успешного сотрудничества бренда с инфлюенсером: The Ordinary обратился к звезде TikTok Кейлин Уайт с просьбой продвигать свою продукцию. Видео инфлюенсера с ее результатами по уменьшению прыщей вызвало ажиотаж продаж этого средства от компании The Ordinary — было совершено более 52 тыс продаж, что на 426% больше прогнозируемых. При этом, само видео инфлюенсера набрало 1,3 млн просмотров. После, когда другие пользователи начали размещать похожие видеоконтент с тегом #theordinary, эти новые видео собрали более 378 млн просмотров.
Инфлюенсеры как канал для повышения доверия аудитории
Кейсы инфлюенс-маркетинга, подобные The Ordinary, вдохновили и отечественный рынок маркетинга, на работу с микроинфлюенсерами. Этот тезис подтверждает Тарлан Усейнов, директор по развитию бизнеса платформы Perfluence в Казахстане. По его словам, существуют два традиционных способа построить доверительные отношения бренда со своими клиентами — через PR и маркетинг. Третий и современный способ — доверие через инфлюенсеров — относительно новый, но стремительно набирающий популярность в мире, и в Казахстане в частности. Эксперт привел данные исследования компании Nielsen за 2021 год: 71% потребителей при покупке товаров/услуг доверяют больше инфлюенсерам, или лидерам мнений.
По словам Тарлана Усейнова, популярность инфлюенс-маркетинга в Казахстане можно объяснить несколькими причинами:
Во-первых, продвижение через микроблогеров дешевле.
Во-вторых, микринфлюенсеры порой работают через такие платформы как Perfluence, по модели CPA (cost per action — оплата за действие). То есть, рекламодатель платит блогеру только за конкретный, измеримый результат.
В-третьих, реклама через микроинфлюенсеров выглядит более искренней, нативной. Инфлюенсеры дорожат своей аудиторией и не рекламируют аудитории продукт или услугу, которой сами не доверяют.
В-четвертых, у микроинфлюенсеров живая аудитория, реальные люди, высокий уровень вовлеченности. В то время, как крупные инфлюенсеры зачастую не гнушаются искусственными накрутками или “мертвыми” подписчиками, разбросанной аудиторией.
Наконец, в пятых, здесь речь идет о поддержке обычных пользователей соцсетей.
“Работая с микро- и наноинфлюенсерами, мы видим, как у блогера с аудиторией, например, в 3 тысячи подписчиков появляется реальная возможность зарабатывать и создавать еще один источник дохода для семьи. И это связано с тем, что микроблогер всегда искренен со своей целевой аудиторией, в ответ аудитория ему доверяет, и доверяет его рекомендациям. Для самого бренда такая коллаборация с микроинфлюенсером — способ привлечь новых преданных клиентов. Таким образом, например, платформа Pefluence выплатила за 6 месяцев сотрудничества 70 млн тенге микро- и нано инфлюенсерам”, — говорит Тарлан Усейнов.
Сложности построения доверия через блогеров-миллионников
Тем временем, многие рекламодатели в Казахстане продолжают сотрудничать и с блогерами-миллионниками, ведь у них большая аудитория, и они всегда на виду. Логика рекламодателя исходит из его ограниченного ресурса, а потому он предпочитают работать с пятью крупными блогерами, чья аудитория в сумме может достигать 5-10 миллионов, чем с пятидесятью микроблогерами с такой же суммарной аудиторией.
В результате, средние и мелкие блогеры остаются вне игры, не получают рекламных заказов.
Однако у работы с блогерами-миллионниками есть и свои минусы.
Во-первых, строить доверие через крупных блогеров дорого. К примеру, стоимость размещения одного поста или сторис у крупного казахстанского блогера может достигать 3-х миллионов тенге!
Во-вторых, крупные блогеры избалованы большим количеством заказов и порой они продвигают бренды, не особо вникая в суть продукта.
За примером не надо далеко ходить. Нашумевшее уголовное дело о финансовой пирамиде Mudarabah Capital, в чьей активной раскрутке участвовали популярные казахстанские вайнеры, поставило под вопрос строительство доверия через крупных блогеров.
В-третьих, у миллионников достаточно широкая и разбросанная аудитория, разного возраста, географии и гендера. И порой этот факт уводит публикацию от фокусной целевой аудитории бренда. Например, целевая аудитория определенной женской продукции — это женщины в возрасте 25-45 лет. Что на практике? Часть аудитории блогера живет вне Казахстана, другая часть — мужчины, третья будет вне возрастной вилки бренда, а какая-то часть аудитории вообще не увидит пост/сторис/видео из-за алгоритмов инстаграма, TikTok или YouTube.
Еще одна часть аудитории у крупных блогеров — фейки.
К примеру, если сделать анализ профиля крупных казахстанских инфлюенсеров через такие онлайн сервисы как Modash или Hyperaduitor, то выявится, что порядка 30-35% подписчиков — накрученные фейки и боты.
Все это говорит о том, что рано или поздно брендам придется искать средних блогеров и микроинфоленсеров, через которых они могут точечно строить доверие.
На территории нескольких жилых комплексов самого крупного города Казахстана началось внедрение системы раздельного сбора мусора. Успех кампании зависит не только от мусоровывозящих организаций, экологической культуры и высокого сознания населения. Практика показала, что не хватает специалистов в компаниях по вывозу и переработке мусора, а также недостаточно специальных контейнеров для сортировки отходов по фракциям