Редакция газеты «Бизнес&Власть» совместно с UMAY GLOBAL SUMMIT провела мини-опрос казахстанских бизнес-вумен. В опросе приняли участие 80 женщин. MyBusiness.kz публикует итоги опроса в сокращенном виде.
В Казахстане женщины-предприниматели начинают вести бизнес с 30-40 лет, меньшая часть с 25 лет. Большинство из них отмечают, что в Казахстане сложности ведения бизнеса возникают такие же, как и у других предпринимателей.
У женщин-предпринимателей присутствует поддержка со стороны семьи, родителей. По мнению опрошенных, мужчины в Казахстане уже воспринимают женщин в бизнесе как серьезных партнеров на рынке. Хотя в стране выделяют недостаточно высокий уровень поддержки женского предпринимательства. Часть женщин, участвовавших в опросе, считает, что не стоит выделять женское предпринимательство в отдельную категорию.
Также участницы мини-исследования ответили на вопросы о том, что повлияло на них, когда они решили заняться бизнесом, и как они оценивают возможность развития бизнеса в ближайшие годы с учетом бизнес-климата в стране.
О том, что бизнес — это творческое дело: Дария Темирбекова, директор ТОО Рictor, основатель сети арт-студий Рictor, магазина подарков Brightdays и школы мотивации и развития подростков Рrome
Открытие бизнеса — это желание творить и создавать. Более 10 лет, проведенных в корпоративной сфере, так и не дали ответ на простые вопросы. Зачем сидеть все время на одном месте, если ты можешь все сделать за 2 часа. Зачем столько ненужных бумажек, процедур, правил, иерархий, если все можно сделать быстрее, эффективнее и проще.
Хотелось принимать решения и видеть их результат. Взять ответственность за свое настоящее и будущее.
За время обучения в Испании я увидела, как живут творческие люди, как можно заниматься любимым делом и хорошо зарабатывать.
Вернувшись в Казахстан, прежняя профессия финансиста совсем показалась унылой. Я решилась открыть свое творческое дело. Так родилась студия Pictor. Далее открыла магазин творческих подарков Brightdays. Сеть арт-студий в августе успешно была продана, для того чтобы было больше времени заняться проектом ProMe и рассмотреть новые возможности.
Магазин будет расти, сейчас мы в процессе раскрутки онлайн-магазина и расширения ассортимента. На школу ProMe тоже большие планы — мы набрали команду тренеров, сейчас подготавливаем курсы не только для подростков, но и для взрослых. Основные направления — финансовая грамотность и курсы предпринимательства для подростков и студентов, включая социальные навыки. Обучение можно легко масштабировать через оффлайн курсы и вебинары, поэтому возможности развития велики, при правильном маркетинге.
О том, насколько важна роль команды и поддержка семьи: Гульнара Бисари, руководитель проекта GB MediaConsult, пресс-атташе Национальной федерации баскетбола РК
Я предприниматель «по возможности», на создание своего медиа-проекта меня подтолкнули мои дети. Пять лет назад я поняла, что хочу создать проект мечты, где сотрудники будут работать в атмосфере творчества, свободы мыслей и дружбы. Я мечтала, чтобы мои сотрудники ходили на работу с радостью и желанием. Вместе с командой мы прошли долгий путь и сейчас мы сообщество счастливых профессионалов, создающих интересные проекты.
У предпринимательства множество преимуществ — возможность воплотить свои идеи и регулировать график, особенно когда у тебя главная миссия быть любящей супругой и мамой. И самое важное, что ты точно знаешь — твой успех зависит от твоих способностей, силы воли, умения получать новые навыки и знания.
Дорогу осилит идущий. Нет тяжелых времен, есть некорректная оценка текущей ситуации и своих возможностей. Большие города строились не сразу… Бизнес-климат в стране для крупного бизнеса достаточно непростой, а вот для МСБ дорога тернистая, но вполне проходимая.
О том, как выбрать сферу деятельности и получить международное признание: Дарья Белкина, председатель «Ассоциации девелопмента и продвижения казахского кино»
Я начала заниматься продвижением казахских фильмов еще в 2014 году, когда мой короткометражный фильм «Мужчина в моей жизни» получил приз имени Альфреда Хичкока на 20-ом Международном кинофестивале анимации и короткометражного кино в Бристоле, Великобритании.
Я получила награду и грамоту за умение побороть свои страхи, как это делал через свои фильмы Альфред Хичкок. Для меня это было знаковым событием в жизни. Дальше я начала отслеживать казахстанские фильмы, которые выходили в прокат или просто были сняты режиссерами, но продюсеры не занимались дальнейшим продвижением фильмов на зарубежные рынки.
В 2015 году я посетила четыре кинорынка и научилась продавать казахские фильмы. Это был самый активный год в моей жизни. Дальше я занималась продвижением фильма «Быть или не быть», в главной роли которого выступил Тахир Умаров с диагнозом ДЦП.
Эта картина получила более 15 главных международных призов на мировых кинофестивалях. Также в моем послужном списке: кинокартина «Курко», вошедшая в шортлист Азиатского Оскара, фильм «Шлагбаум», получивший серебряный «Святой Георгий» 37 Московского Международного кинофестиваля и все фильмы Нуртаса Адамбая: «Келинка Сабина», «Келинка Сабина 2», «Побег из аула», «Тараз» и «Лифт». Все эти фильмы получили международное признание за время существования моей ассоциации.
В год в Казахстане производится 35 фильмов независимыми киностудиями. Главным критерием отбора фильмов для моего продвижения является их качество и зрительский интерес. Хочется, чтобы все чаще наши фильмы были представлены не только на кинофестивалях класса «А», но и выходили в прокат в других странах мира. Это и есть моя цель.
О том, как начать бизнес после декретного отпуска: Айгуль Нурмагамбетова, менеджер PasReform
После декретного отпуска мои ориентиры поменялись. Уже не хотелось просиживать на работе допоздна, хотелось иметь возможность уделять время семье, при этом не терять опыт работы. Предпринимательство дает возможность управлять своим временем.
Народная мудрость так же гласит: «Без труда не вынуть рыбку из пруда», «Упорный труд, терпение и постоянное учение — помогут держаться на плаву». Экономическая обстановка не самая радужная, но это и является драйвером бизнеса. Мне сложно судить о состоянии бизнес-климата в стране, особенно в сельском хозяйстве, так как здесь многое завязано на субсидиях, новой программе развития и других факторах. Есть одна проблема: мелкому и среднему фермеру не доступны все те кредиты, банки требуют залоговое обеспечение, которого зачастую у фермеров нет. Либо оно уже заложено.
О том, как открыть бизнес, основываясь на личных навыках: Тогжан Бабиева, со-руководитель творческой мастерской «Текемет»
Занимаясь преподаванием в вузе, мы с подругой, Куспаевой Салтанат, пришли к мысли, что лучше многих можем работать в сфере дизайна и искусства. Но заниматься только творчеством нам показалось бесперспективным. Мы открыли свой бизнес, основываясь на личных навыках, вкладываясь и отдаваясь этому делу со всей творческой страстью.
За достаточно короткий срок мы наработали устойчивую базу постоянных клиентов и поток рекомендаций от них. Это позволяет говорить о стабильном доходе, но для расширения бизнеса нам нужно расширить охват и свой спектр товаров и услуг. Проблемой является кадровый дефицит, поскольку художественную и дизайнерскую часть выполняем сами, ограничивая свой доход. В нашем регионе, а именно в Уральске, проживает население с низким и средним заработком. Поэтому художественные изделия у нас еще не так популярны.
Владелица салона красоты Арай Алимхан поделилась с читателями нюансами тайм-менеджмента и секретами подбора персонала.
6 ноября в Астане прошел первый форум социальных предпринимателей. Участники форума обсудили механизмы государственной поддержки и тему социальной ответственности бизнеса в Казахстане. Организаторами мероприятия выступили городской филиал партии «Нұр-Отан» совместно с социальной мастерской «GreenTAL». Основатель школы социального предпринимательства Эмин Аскеров рассказал о том, как предприниматели учатся на ошибках и что представляет из себя мастерская.
Сегодня MamaSpace беседует с Гаухар Утелбаевой, личностью, популярной в Facebook и владелицей портновского дома «Jeff Tailor».
Актуальный тренд нашего времени — стремление быть здоровыми, спортивными, хорошо себя чувствовать и великолепно выглядеть ежедневно. Ведущую роль в этом играет наше питание. Как говорил Гиппократ: мы то, что мы едим. И сегодня мы представляем проект #bon! в Астане, задуманный двумя подругами Дильнарой и Екатериной. У них был опыт работы в национальных корпорациях и сфере привлечения инвестиций. А сейчас они открыли проект в поддержку тех, кто следит за здоровьем и правильным питанием.
В Казахстане действуют разные программы финансовой и нефинансовой поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе бизнеса, управляемого женщинами.
Финансовый эксперт, предприниматель и основатель Клуба женщин-инвесторов в Астане Гульнар Амиргалы рассказала MamaSpace о возможностях и рисках инвестиций в ценные бумаги и о том, как она пришла к идее инвестировать на фондовом рынке.