Динара Кусаин, мама двоих детей, журналист, PR-менеджер, начинающий предприниматель и просто неравнодушный человек, рассказала нам, как вместе с лучшей подругой они делают бизнес с нуля. Решая задачу гипоаллергенного питания для своих детей, они пришли к реализации собственного бизнес-проекта – здоровые обеды с доставкой «Дәмді сәлем».
Динара, расскажи немного о себе. Чем занималась до того, как вышла в декретный отпуск?
- Я закончила факультет журналистики в ЕНУ им.Л.Гумилева, затем училась в магистратуре по специальности «массовые коммуникации» в университете Оклахома (США). Стать журналистом я хотела еще с детства, стажировалась и работала в детской газете, на местном телеканале.
Меня всегда привлекала газетная журналистика, но после окончания магистратуры я немного сменила род деятельности. Сейчас я – PR-менеджер в Назарбаев Университете, нахожусь в декретном отпуске, дистанционно обучаюсь в магистратуре университета Аризоны (США), являюсь основателем проекта по детской безопасности «Аман сәби» и со-учредителем бизнес-проекта по доставке готовых обедов «Дәмді сәлем».
- Расскажи о проекте «Дәмді сәлем»? Как родилась идея?
- Это наш первый опыт в бизнесе. Проект «Дәмді сәлем» — здоровые обеды в Астане без глютена и сахара для взрослых и детей. Все началось с того, что я лично столкнулась с необходимостью гипоаллергенной диеты, поскольку оба моих ребенка страдают пищевой аллергией. Например, у моего младшего ребенка – непереносимость глютена и животного молока. Вы, наверное, знаете, что глютен – это белок, который содержится во многих злаках, в том числе, в пшенице, ячмене, ржи, то есть многие каши и мучное оказались для нас под запретом.
И вот тогда я обратила внимание, какая проблема в заведениях общепита найти блюда без глютена и молочных продуктов. Ту же муку часто добавляют в соусы для густоты, во многие блюда кладут сливочное масло. И в целом мы — мучная нация, что там говорить.
Я в последнее время часто в гости хожу со своей едой, потому что там либо бешбармак, либо манты. Также я обратила внимание, что в моем окружении все больше людей стараются исключить или минимизировать мучное в своем рационе. Не потому, что у них аллергия. А из соображений здоровья, заботы о своей фигуре и самочувствии.
Вместе с тем, предложений по безглютеновому питанию на рынке Астаны практически нет. И в какой-то момент я решила взяться за решение этой проблемы. Меня поддержала моя близкая подруга Индира Арыстанбекова, тоже мама в декретном отпуске. Так в феврале этого года и появился наш «Дәмді сәлем».
Мы начали готовить обеды без глютена и сахара. Наши начинания поддержали супруги, выступив инвесторами. За что мы им очень благодарны.
У нас нет никакого предпринимательского опыта. В семьях, в которых мы росли, никто никогда не занимался бизнесом, наши с Индирой мамы и папы – госслужащие и бюджетники. Поэтому нам пришлось преодолеть большой психологический барьер. Для меня лично проект важен тем, что это мое первое собственное дело, и то, что оно имеет социальную направленность.
- Как разрабатываются обеды? Расскажи о процессе изготовления блюд и о продуктах, которые вы используете?
- Рецептуру разрабатываем сами, закупом продуктов занимаемся тоже сами. Новые блюда первыми дегустируют наши домочадцы и друзья. Разрабатывая меню, за основу мы брали меню детских организаций и курортно-санаторных учреждений. Для наших клиентов мы готовим то же, что и для своих домочадцев.
Нашей визитной карточкой стали крем-супы с неповторимым вкусом, их полюбили и взрослые, и дети. Мы готовим их в термомиксе. После первого месяца работы мы поняли, что наши крем-супы пользуются высоким спросом, и стали предлагать их отдельно большими порциями. Нас часто спрашивают, можно ли похудеть на наших обедах. Мы изначально не преследовали такой цели, у нас достаточно сытные обеды, но за счет сбалансированного состава и отсутствия вредных продуктов, можно. Моему младшему ребенку скоро год, и, соблюдая безглютеновую диету, я похудела за этот период на 28 кг.
- А чем отличается ваше меню от фитнес-меню?
- Нас иногда путают с компаниями, специализирующимися на фитнес-меню. Во-первых, у нас разные цели. Фитнес-меню предназначено для снижения или набора веса. Мы же предлагаем здоровое полноценное сбалансированное питание, рассчитанное как на взрослых, так и на детей. Соответственно, мы по- разному подходим к подбору продуктов. Например, мы ограничиваем курицу и рыбу, так как они могут вызывать аллергические реакции, готовим из говядины. По этой же причине не используем томаты и орехи, и прочие продукты, нежелательные для аллергиков. С 1 апреля мы запустили новое меню. Каждый обеденный сет включает салат, первое и второе. Стоимость обедов составляет 1400 тенге с бесплатной доставкой. Мы также предлагаем сезонный десерт за дополнительную плату.
- А кто чаще всего у вас заказывает обеды?
- За месяц с небольшим, к нашей радости, у нас появились постоянные клиенты. Первая категория, это офисные сотрудники. Офисных сотрудников привлекает то, что мы — единственная сегодня компания на рынке Астаны, которая предлагает полноценный комплексный обед по демократичной цене и с бесплатной доставкой. У нас нет понятий минимального заказа. Вы можете заказать один обед, и мы его вам привезем бесплатно.
Вторая категория – это дети. Многие наши клиенты заказывают обеды для детей. Обычно это детки, которые не ходят в садик, или приболели и пока находятся дома. А также дети-дошкольники. Дело в том, что наши блюда приготовлены с учетом детских предпочтений. Как мама двух деток, я знаю, насколько они привередливы.
Третья категория наших клиентов – это семьи. Для них у нас есть специальное предложение «Фэмили сайз» — возможность приобрести только супы или вторые блюда в большом объеме.
- Как оформлено ваше предприятие?
- Наше предприятие зарегистрировано в налоговых органах, мы выдаем фискальные чеки. Все как положено! Лого помогла разработать подруга-дизайнер. А в дизайне флаеров мы использовали работы казахстанских иллюстраторов. Продажи ведем через страницу в Инстаграм @damdisalem, где публикуем всю информацию. К слову, запуск таргетированной рекламы в Инстаграм был относительно эффективен. Хотя, в основном, продажи идут при помощи «сарафанного радио» — от знакомого к знакомому.
Мы работаем только второй месяц, и считаем своей маленькой победой то, что за первый месяц работы нам удалось окупить операционные расходы.
- Хорошо, вы с Индирой начали этот вкусный проект, а что дальше?
- В первый месяц мы работали в тестовом режиме и никаких целей не ставили. Пока рано что-либо говорить. Все зависит от того, как пойдет. В настоящее время мы определяемся с дальнейшими задачами. Для нас с Индирой важно удовлетворение от того, что проект работает. Я не рассматриваю свой бизнес с точки зрения сухих цифр. Социальная значимость проекта «Дәмді сәлем» для нас важнее.
Гостья редакции Балсулу Тасбулатова, бизнес-тренер, эксперт по отбору и оценке кадров, профориентатор, рассказала, как выявить уникальный природный потенциал ребенка.
Идейный вдохновитель и руководитель детского центра развития «Жас Кемеңгер» Гульмира Аматова рассказала MyBusiness.kz как родился их семейный бизнес.
С чего начинается бизнес? С идеи? Первоначального капитала? Желания заработать? Все ли могут стать предпринимателями? Что нужно для успешного предпринимательства? На эти вопросы нам ответила руководитель маркетинговой компании M PROFI, маркетолог с 15-летним опытом работы в коммерческих структурах, бизнес-консультант в сфере инвестиций, сельского хозяйства, производства и реализации сельскохозяйственной техники Майя Жагипарова.
Karo Meli — казахстанский бренд детской одежды и handmade аксессуаров, успевший за два года завоевать немало маленьких модниц. Создатель бренда — Анель Райым. О том, как она успевает жить, работать и развивать собственный бизнес в сфере детской моды, мы и поговорили.
Гаухар Киикова – автор онлайн площадки для помощи детям из социально-уязвимых слоев населения (www.zhelanie.kz) рассказала о том, как ей удается совмещать бизнес, материнство и работу в ВУЗе.