Майя Жагипарова: С чего начинается предпринимательство?

С чего начинается бизнес? С идеи? Первоначального капитала? Желания заработать? Все ли могут стать предпринимателями? Что нужно для успешного предпринимательства? На эти вопросы нам ответила руководитель маркетинговой компании M PROFI, маркетолог с 15-летним опытом работы в коммерческих структурах, бизнес-консультант в сфере инвестиций, сельского хозяйства, производства и реализации сельскохозяйственной техники Майя Жагипарова.

    поделиться

 

— Майя, на ваш взгляд, какими качествами нужно обладать, чтобы стать предпринимателем?

-Зрите в корень самого слова «предприниматель». Это значит быть ПРЕДПРИИМЧИВЫМ. Любой предприниматель в фокусе внимания должен держать позицию «Выгодно ли мне это и совпадают ли мои ценности с ценностями моего партнера?». Ценности. Вот самая высокая мотивация. Деньги, кстати говоря — низкая. В нашем обществе, к сожалению, многие зацикливаются на деньгах, а фокус надо направлять на ценности, которые ты предлагаешь. 

Предпринимательство – это свобода. Это возможность генерации доходов по нарастающей и достигать отличных бизнес-показателей. Вместе с тем, это полная ответственность и умение рисковать.

Качества предпринимателя – решимость и твердость в решениях; умение влиять и воздействовать, мотивировать, деловые навыки; умение вести переговоры; умение выстроить бизнес-процессы.

Помимо характера предпринимателю необходимо уметь заключать сделки и договора, вести личный бюджет и бюджет компании, вести коммуникацию с бухгалтерами и налоговиками, уметь заполнять первичные бухгалтерские документы и базовые договора, строить воронки продаж и управлять финансовыми потоками. 

Теоретически предпринимателями могут быть все, но не все повышают уровень деловой компетенции и не занимаются постоянным самообразованием. Статистика из открытых источников прошлых лет показывает, что 20-30% предприятий малого бизнеса ликвидируются. Я думаю, что на самом деле статистика выше, многие ИП приостанавливают свою деятельность. Базовым пробелом является отсутствие элементарной финансовой грамотности — этому у нас нигде не учат, если человек не выбрал профессию финансиста. Несмотря на нефинансовую поддержку Фонда развития предпринимательства «Даму» в реальности финансирование представителям малого и среднего бизнеса получить сложно. 

Если предприниматель берет займ, то необходимо иметь гарантии того, что существует постоянный доход, чтобы его вернуть. А чтобы взять займ необходим залог. Многие же предприниматели не хотят ставить в залог свое жилье, не хотят рисковать. Получается замкнутый круг. При этом умение принимать риски и есть одна из черт в портрете предпринимателя.

Ценности. Вот самая высокая мотивация.

— Как из фрилансера вырасти до предпринимателя? 

— Повторюсь, что не каждый может стать предпринимателем. То же самое касается и фрилансеров. Если он сможет выйти из своих рамок и организовать небольшое предприятие с наемным персоналом или теми же фрилансерами, то да, он вырастет до предпринимателя. А это уже другой уровень ответственности, другие объемы заказов, в конце концов, другой уровень доходов. К примеру, я знаю успешное переводческое агентство в Астане, основателем которого является бывший фрилансер. 

Самое сложное для фрилансера – обеспечение стабильности доходов в начале деятельности, способность делегировать и подбирать специалистов или партнеров. Возможно, кому-то выгоднее работать на полставки или дистанционно, чтобы иметь постоянный доход, и искать дополнительный заработок. Вначале учится зарабатывать свою первую тысячу у.е., а для кого то и первые 100 у.е. 

Фрилансер обычно ставит такие вопросы: какие навыки я приобрел, узнало ли больше людей обо мне и моих услугах, что ожидают от меня клиенты, как в будущем могут измениться их ожидания? Предприниматель же задаст себе иные вопросы. Какова ситуация по доходом в этом месяце, квартале, году? Каков размер среднего чека?

Сколько у нас клиентов? Как быстро возвращаются инвестированные в дело деньги? Как используются капитал и активы моей компании?

Для предпринимателя важно постоянно отслеживать результаты работы по каждой функции. Если это касается персонала, то результативность специалистов, если маркетинг, то это положительная динамика клиентской базы, если продажи – количество и качество заключенных сделок, если финансы – постоянная оптимизация расходов и работа над увеличением доходов. Важно вести учет вопросов и ошибок, чтобы осознавать опасности и риски и работать над улучшением. Избегать опасных для бизнеса ситуаций и анализировать, что дало эффективный результат. 

Чтобы из фрилансера вырасти до предпринимателя, надо менять мышление, выходить из своего круга привычных заказчиков, искать правильных и подходящих людей в команду, думать и действовать как собственник бизнеса, выстроить стабильную систему маркетинга и продаж.

— Как просчитать первоначальные вложения? 

— Для начала можно найти шаблоны или готовые бизнес планы. В интернете их полно. Минусом такого подхода является отсутствие актуальной рыночной информацией, но можно собрать информацию о темпах роста рынка, рентабельности проекта в городах и странах с похожими характеристиками, найти экспертов, например, в другой стране, получить у них консультацию, что уже снижает риски и увеличивает возможности. Так вы узнаете об основных затратах, планируете поток расходов и доходов и делаете первые шаги. Проконсультируйтесь с юристом о наиболее подходящей форме регистрации предприятия, с бухгалтером и налоговым специалистом о наиболее выгодной форме налогообложения, затратах на начало организации бизнеса и основных затратах на ведение бизнеса. Обратите внимание на уровень инфляции и обязательно заложите средства на непредвиденные расходы.

— Где искать клиентов? 

— Реклама – двигатель торговли. Да, банально, зато действенно. Работайте с каналами рекламы. Благо, их сейчас множество. Начните с бесплатных или условно-бесплатных инструментов. Чем больше каналов рекламы – тем лучше. На практике поймете, что работает наиболее эффективно, и продолжайте дальше работать с этими рекламными площадками. Используйте социальные сети, блоги, рассылки, каталоги. 

Клиенты сами не придут и не купят. Вроде бы вы все начали, придумали идею, собрали единомышленников, инвестировали ресурсы, но клиентов нет. Тут-то всё только начинается. Успех любого предприятия заключается в системности. Читайте бизнес-литературу, слушайте рекомендации экспертов, внедряйте их сразу, тестируйте и анализируйте.

Еще, полагаю, для развития прибыльного успешного предприятия необходимо развитие сетевого мышления. Ищите партнеров. Делитесь опытом с ними и узнавайте больше о современных эффективных инструментах, тестируйте и расширяйте ассортимент.

— Как изучать конкурентов? 

— Это просто! Поставьте себя на место клиента, пройдитесь, образно говоря, по рынку, и познакомьтесь с ключевыми игроками. Изучайте, какие ценности предлагают ваши конкуренты и найдите свою привлекательность для клиента. Основная цель на рынке – это отличаться от конкурентов, быть уникальным и привлекательным для клиентов.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Анель Райым: Одежда для деток создается со вкусом! Со вкусом Karo Meli

Karo Meli — казахстанский бренд детской одежды и handmade аксессуаров, успевший за два года завоевать немало маленьких модниц. Создатель бренда — Анель Райым. О том, как она успевает жить, работать и развивать собственный бизнес в сфере детской моды, мы и поговорили.

Гаухар Киикова: Жить ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС

Гаухар Киикова – автор онлайн площадки для помощи детям из социально-уязвимых слоев населения (www.zhelanie.kz) рассказала о том, как ей удается совмещать бизнес, материнство и работу в ВУЗе.

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!