Почему бизнесу нужен трекер: четыре причины

    поделиться
Автор: Редакция 15-07-2024

 

Казалось бы, собственник или руководитель бизнеса должен принимать исключительно рациональные бизнес-решения. Но у человеческой психики есть эволюционная особенность: принимая решение, мы более склонны избегать потерь, нежели получать выгоду.

Этот вопрос подробно разобрали Даниэл Канеман и Амос Тверски в своей статье «Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска». Оказывается, для других людей мы принимаем решения, нацеленные на выигрыш. А для себя — на то, чтобы не проиграть. То есть, другим мы максимизируем выгоду, себе — минимизируем потери.

Ярче всего это проявляется в стартапах и новых бизнесах. Мозг толкает нас на ту дорожку, где ему понятнее, приятнее, легче и меньше рисков. Это механизм выживания, сформированный эволюцией.

Но прорывы и рост лежат совсем в другой стороне: в экспериментах, гипотезах, неопределенности. Чтобы перебороть этот парадокс, около 10 лет назад появилась специальная профессия — трекер.

Тот, кто помогает предпринимателям и стартаперам добиваться кратного роста. Его главная задача — построить в бизнесе конвейер по проверке быстрых и дешевых гипотез, и найти таким образом прорывную бизнес-модель. И для этого у него есть три инструмента: ключевые метрики роста, фокусировка и продуктовая методология.

О том, в каких случаях бизнесу нужен трекер, рассказывает Андрей Торбичев — руководитель Академии трекеров.

1. Быстрый рост

а) теряется контроль над компанией: непонятно, кто есть кто и какие у них зоны ответственности;
б) расходы начинают обгонять доходы.

Например, управленцу, который привык руководить 5 сотрудниками, становится очень сложно руководить командой из уже 20 человек. Поэтому фаза быстрого роста — это время, когда предпринимателю больше всего нужен фокус и расстановка приоритетов. В этом и помогает трекер. 

2. Стагнация

Есть много примеров, когда компания прибыльная, клиенты есть, а роста нет. Обычно это происходит тогда, когда управленец использует те же подходы, которые помогли ему вырасти в прошлом. Но их же применяют и конкуренты. Нужны нестандартные решения. Но замыленный взгляд не позволяет их найти. Тут могут помочь практики из другой отрасли. 

У меня был кейс, когда руководительница оркестра хотела превратить своё детище в стабильный, прибыльный бизнес. Классическая схема с продажей билетов не работала. Она обратилась к трекеру и узнала, что в смежной отрасли — социальные проекты — отлично работает форма подписки. Это называется краудфандинг — метод финансирования с символической ежемесячной суммой, но с большого числа людей. В музыкальном бизнесе, особенно в оркестрах, это не принято, но в этом конкретном кейсе это сработало.

Скорее всего стагнация происходит потому, что основатель транслирует свои шаблоны поведения на всю компанию. Например, компания встала на ноги за счёт холодных звонков. Пытается вырасти, делает больше холодных звонков, но это не приносит плодов. Для прогресса бизнесу нужно перепридумать себя или часть своих продуктов. 

3. Работа на сверхконкурентном рынке

В таких условиях цена ошибки высока, потому что на таком рынке маржинальность низкая. Поэтому гипотезы должны быть максимально быстрыми и дешёвыми.

Пример. Предприниматель запускает онлайн-курс по тайм-менеджменту. Он создаёт сайт, нанимает авторов, видеооператора, монтирует ролики, запускает рекламу и тратит на этом 5 тысяч долларов. И ничего не зарабатывает. Курс оказывается никому не нужным. Так он потерял деньги и 3 месяца жизни. 

Он проверил не самую рискованную гипотезу — убедился, что сможет сделать курс. А трекер помог бы ему выбрать самое смелое предположение — сможет ли он продать курс и проверить его быстро и дёшево. Например, создать лендинг за час и запустить рекламу на 10 тысяч тенге. Если будут предзаказы и заявки, то можно создавать продукт.

4. Новая товарная категория 

Когда компания придумала новую товарную категорию, на которую есть спрос. И планируется выход на новый рынок, где конкуренции нет или она слабая. И стоит задача «‬окопаться», пока туда не зашли игроки с большими бюджетами.

У меня был интересный кейс. Ребята сделали Telegram-бота для переписок в Tinder — приложении для знакомств. Сервис работает по принципу чата GPT: он считывает тексты сообщений и профиль собеседника/собеседница и выдаёт ответ. Стоимость подписки — 7 долларов в неделю. Telegram-бот выстрелил: первую сотню платящих пользователей набрали за 2 недели. Конкуренты пришли очень быстро.

Чтобы выжить нужно было расти быстрее их, а значит, с большей скоростью привлекать новых пользователей. Но откуда их приводить никто не знал. Нужно было быстро тестировать множество каналов. Трекер помог увеличить количество экспериментов в 5 раз. Команда смогла с небольшим бюджетом протестировать 87 каналов за месяц. Это помогло привлечь ещё тысячу платящих пользователей. А это 7 тысяч долларов в неделю за продукт с простой механикой работы.

Итог

Можно ли расти самостоятельно? Конечно, большинство так и делает. И растут приблизительно с одной скоростью. Но трекер может стать катализатором для вашего бизнеса, добавив в него фокусировку, проверки рискованных гипотез и быстрых экспериментов.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
До старта программы She's Next остался месяц и 4 дня
10-05-2024– Редакция

Как стать участницей и выиграть грант 7 млн тенге - рассказываем

Казахстанских предпринимательниц приглашают на обучение
02-05-2024– Редакция

Фонд Girls Power в сотрудничестве с Проектом USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды запустила программу АCCELERATE

Как влияет «новая норма» роста цен на казахстанских покупателей
30-04-2024– Редакция

Эксперт-аналитик рассказала о результатах исследования

«Күміс жаста жаңа бастама»
23-04-2024– Редакция

Очередной тренинг с 27 апреля

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!