Интервью с директором аудиосервиса "Звук Бизнес Казахстан"
Сегодня MyBusiness.kz беседует с Александром Евстратовым, директором аудиосервиса "Звук Бизнес Казахстан". Вместе постараемся разобраться, как музыкальное оформление заведений может влиять на эмоции людей и связано ли это с нейромаркетингом, что такое аудиомаркетинг и как владелец или управляющий бизнеса может с помощью музыки работать с потребительским поведением.
- Современный маркетинг — мощный инструмент, влияющий на поведение потребителей и принятие решений. Какие методы есть сейчас в арсенале компаний?
- В мире, где существует такое большое количество товаров и услуг, невозможно обойтись без попыток постоянно привлекать внимание именно к своему продукту и развивать бизнес. Раньше продавцы использовали различные психологические тактики, эмоциональные призывы и социальное влияние. И сейчас тоже их используют. Но к ним с развитием различных наук о человеческом мозге и человеческой психологии добавились более тонкие инструменты взаимодействия, такие как нейромаркетинг или аудиомаркетинг.
- Что такое нейромаркетинг?
- Нейромаркетинг стоит близко к нейрофизиологии и изучает сигналы мозга, чтобы лучше понимать мотивацию и предпочтения покупателей. Исследователи пытаются понять, как мозг реагирует на маркетинговое сообщение, изучают бессознательные реакции покупателей. Рекламные креативы в виде роликов или плакатов, внешний вид товара, звуки и запахи в магазине воздействуют на пять основных человеческих каналов восприятия: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. С помощью оборудования стараются зафиксировать реакции человеческого мозга и их силу, а затем интерпретировать результаты: какой ролик больше понравился, какая музыка заставила потратить больше денег, какие запахи задержали в торговом зале и увеличили средний чек. Эти исследования технически сложны и дороги, их обычно проводят крупные бренды. Вероятно, с развитием ИИ и, например, автоматизированных айтрекинговых (eye tracking) сервисов, которые могут следить за движением глаз покупателей и определять, на что человек обращает внимание, нейромаркетинговые исследования станут более доступны.
- Бренды манипулируют покупателями?
- Такие нейрофизиологические исследования, конечно, развивают маркетинг, выводят на более тонкий уровень понимание поведения потребителей. Но нейромаркетинг не может навязать решение. Это исследование, результаты которого можно использовать при создании рекламного контента или организации особой благоприятной атмосферы.
- Аудиомаркетинг — это часть нейромаркетинга?
- Можно сказать и так. Брендинг построен на эмоциях. А звуковое оформление, наряду с другими сенсорными маркетинговыми стратегиями, призвано создавать нужную бренду атмосферу в торговых точках или в любых коммерческих помещениях. То есть вызывать у человека эмоции, с которым легче совершить покупку, чаще приходить в фитнес-центр или подольше остаться в ресторане и заказать второй десерт. Да, аудиомаркетинг использует определенные принципы воздействия на человеческий мозг через слух.
Если говорить о практическом применении, то создать аудиоконтакт гораздо легче, чем провести полноценное исследование. Например, не нужно быть нейрофизиологом, чтобы заметить, что быстрая музыка ускоряет движение покупателей (это можно использовать в ресторане быстрого питания), а расслабляющий лаундж заставляет человека провести больше времени в заведении (это можно использовать в спа или в ресторане).
Маркетологи и музыкальные редакторы, помимо прямых простых реакций потребителей, таких как замедление или ускорение движения в заведении, собрали массу эмпирической информации об изменении отношения людей к событиям или предметам из-за фоновой музыки. Сегодня с ее помощью можно «рисовать» и дополнять портрет бренда, делать его более объемным в плане вызываемых положительных реакций. Это применяется даже там, где визуальное воздействие по каким-либо причинам невозможно.
- Вы говорите о «звуковом логотипе»?
- Да, но не только о нем. Конечно, есть звуки, джинглы и мелодии, которые используют бренды для увеличения узнаваемости. Мы легко вспоминаем вкус газировки, услышав новогодние колокольчики и слова «Праздник к нам приходит» из рекламного ролика напитка, или узнаем звуки загружаемой системы Windows, даже если в этот момент не находимся перед монитором. Но существуют и другие звуковые способы взаимодействия. Например, фоновая музыка определенного стиля дополняет и раскрывает образ бренда, делает его «объемнее» и потому привлекательнее.
Бренды, как и люди, уникальны, каждому подойдет свое. Если изучить свою аудиторию, узнать, какие стили, жанры и исполнители ей интересны, и соединить с концепцией и стилистикой своего ресторана, фитнес-клуба, сети АЗС или косметического салона, то можно найти хорошие решения.
- Что нужно, чтобы организовать правильное музыкальное сопровождение бизнеса?
- Во-первых, конечно, нужно изучить свою аудиторию в разрезе музыкальных предпочтений, даже если вам кажется, что вы все знаете о людях, которые обращаются за товарами и услугами к вашему бизнесу. Нужно выяснить, какая музыка вызывает у ваших клиентов не только положительные эмоции, но и ощущение спокойствия, умиротворения или, наоборот, прилив энергии. Для разных сегментов аудитории это могут быть разные жанры: например, прилив энергии ассоциируется с роком у людей, чья молодость пришлась на 90-е, а для зумеров такие реакции возможны с музыкой фанк или RnB.
Во-вторых, нужно комплексно оценить ценности и характер самого бренда. Какие эмоции вы хотите вызвать у потребителей и совпадают ли они с тем, что вы транслируете. Ценности аудитории можно исследовать с помощью опросов или фокус-групп, проводить эксперименты с различными музыкальными направлениями: наблюдать и фиксировать реакции покупателей или посетителей. Если средний чек растет, расширяйте плейлисты в выбранном направлении. Для сети заведений можно запускать разное музыкальное направление в каждой из точек. У нас, как у стримингового сервиса для бизнеса, например, есть специальный личный кабинет, в котором владелец может разделить музыкальные потоки по стилям или темпоритму и следить, как меняется поведение покупателей. Показательными будут не только размер среднего чека, но и отзывы клиентов. А собирать их можно, просто включив дополнительный вопрос в коммуникацию сотрудников и клиентов.
В-третьих, за музыкой стоит идти к специальным музыкальным компаниям или стриминговым сервисам, то есть к тем, у кого есть опыт в работе с различными видами бизнеса. Там можно найти не только готовые плейлисты и отзывы по их использованию. С помощью сервисов можно делать индивидуальные аранжировки специально для бренда или провести комплексную работу и составить уникальные плейлисты. Например, для бренда «Додо» мы сформировали целую музыкальную стратегию. Сначала выбрали жанры для основы, а затем добавляли нюансы, которые придают особенный колорит. В итоге в центре стратегии оказался уютный соул, яркие впечатления добавил инди-поп, для разнообразия есть вкрапления фанка, инди-рока или чиллвейва.
Наконец, нужно убедиться, что все законно. Чтобы использовать музыку в коммерческих целях, а музыкальное сопровождение — это именно такое использование, нужно, чтобы все композиции были лицензированы и защищались авторские права создателей и исполнителей. Да, в мире немало композиций с открытой лицензией, но кто будет заниматься весьма трудоемким стилистическим или жанровым отбором из этого пула и потом ротацией треков? Ведь для того, чтобы музыка не надоедала, нужно, чтобы плейлистов было много, чтобы они были длиной не менее 24 часов, а композиции в них постоянно обновлялись. Это занимает время, требует специфического опыта, может потребоваться создавать целую команду, что требует затрат. Еще один аргумент, чтобы обратиться к специализированным аудиосервисам.
Резюмируя вышесказанное, советую компаниям не бояться включать аудиомаркетинг и музыкальное сопровождение в активности бренда, главное — не забывать о легальности контента. Это работающий и постоянно развивающийся инструмент работы с потребителем. Опыт накоплен огромный и сейчас, с развитием IT-решений, он стал доступен любому бизнесу. А в условиях высококонкурентного рынка музыкальное сопровождение — инструмент необходимый, ведь решающими факторами выбора потребителя становятся эмоциональная связь с брендом и атмосфера в заведении.
Повседневные проблемы микробизнеса обсудили на стриме AstanaOnline
Заявки на онлайн-программу принимаются до 29 января от кандидаток из Центральной Азии
VK Cloud объявил о запуске программы поддержки ИТ-проектов в Казахстане
Какие рекламные кампании "взорвали" молодежную платформу