Введение прогрессивной шкалы ИПН – насколько это важно сейчас?

Профессиональный аудитор прокомментировала инициативу правительства о введении прогрессивной шкалы ИПН

    поделиться
Автор: Динара Шумаева 18-05-2020

 

https://pixabay.com/photos

11 мая в своем выступлении по итогам заключительного заседания Комиссии по ЧП президент Казахстана Касымжомарт Токаев обмолвился о том, что правительство планирует вводить прогрессивную шкалу по индивидуальному подоходному налогу. По его словам, это делается «во имя социальной справедливости».

Как говорится в его выступлении, смысл прогрессивной шкалы в том, что граждане с невысокими зарплатами будут платить меньше, чем сегодня, а для высокооплачиваемых работников сумма уплачиваемого налога возрастет.

«Наша основная цель – вывести из «тени» наиболее массовый, непрозрачный нижний сегмент заработных плат. Если ставка по ним сократится, будет меньше стимулов платить в конверте», - сказал он.

То есть если раньше с заработной платы любого размера государство взимало фиксированный налог ИПН в 10%, то с введением прогрессивной шкалы ИПН, те, кто зарабатывает больше, будут платить также больше.

Это решение вызвало бурю обсуждений в социальных сетях как в среде экономистов, так и предпринимателей. Одни – поддерживают инициативу и считают ее справедливой для общества, другие полагают, что это только усугубит положение бизнеса, которое итак пострадало в результате пандемии коронавируса.

Мы обратились к профессиональному аудитору, партнеру аудиторской компании «Finex-Standart», налоговому консультанту Асель Жанабековой с просьбой высказать свое мнение относительно этого горячо обсуждаемого вопроса. Ниже приводится ее мнение.

Несколько мыслей о прогрессивной шкале ИПН

Последние несколько дней в Казахстане бурно обсуждается вопрос относительно введения прогрессивной шкалы по индивидуальному подоходному налогу.

Прогрессивная шкала ставок индивидуального подоходного налога не является для Казахстана нововведением. До 2007 года в Казахстане действовала прогрессивная шкала, где ставка налога начиналась с 5%.

В недалеком прошлом в 2007 году одним из основных аргументов в пользу перехода на единую ставку, была простота и удобство расчетов, что должно было вывести доходы граждан из тени.

На сегодняшний день свою позицию относительно введения прогрессивной шкалы Комитет государственных доходов обосновывает как реализацию принципа социальной справедливости, и основной задачей является вывод из тени непрозрачных сегментов бизнеса, где заработные платы выдаются в конвертах.

Получается, что сегодня, как и в 2007 году, главным аргументом перехода на прогрессивную шкалу является вывод доходов физических лиц из тени.

Прогрессивная шкала ставок индивидуального подоходного налога не является для Казахстана нововведением. До 2007 года в Казахстане действовала прогрессивная шкала, где ставка налога начиналась с 5%

Давайте проведем хронологию событий:

Возврат к прогрессивной шкале планировался еще в 2011 году, однако ввиду отсутствия механизмов администрирования данный вопрос был отложен.

13 февраля 2020 года директор департамента налоговой и таможенной политики министерства национальной экономики Азамат Амрин сообщил, что уже разработана шкала ставок на основе данных по заработной плате предыдущих годов, которая предполагает обложение нулевой ставкой ИПН доходов до 720 тыс. тенге в год (60 тыс. тенге в месяц), по ставке 15% – доходов свыше 720 тыс. (до 2,4 млн тенге в год), по ставке 17% – доходов свыше 2,4 млн (до 3,6 млн тенге в год) и по ставке 20% – доходов свыше 3,6 млн тенге в год.

При внедрении такого подхода для 4,6 млн плательщиков ИПН уменьшится нагрузка, из них около 3 млн плательщиков будут освобождены от уплаты ИПН (работники с заработной платой до 100 тыс. тенге).

В целом, по расчетам МНЭ, значительное снижение ИПН коснется всех граждан с заработной платой до 240 тыс. тенге в месяц, налоговая нагрузка останется на прежнем уровне примерно у 300 тыс. человек с заработной платой от 250 до 300 тыс. тенге, увеличение налоговой нагрузки свыше 50% коснется 190 тыс. работников с заработной платой свыше 500 тыс. тенге.

Но 12 мая 2020 года на заседании Правительства вице-министр национальной экономики Мади Такиев призвал не принимать в расчёт ранее представленные цифры, ссылаясь на то, что разработка ставок только началась. И на текущий момент в Министерстве национальной экономики создаётся рабочая группа по проработке этого вопроса. В неё войдут депутаты Парламента, представители палаты «Атамекен», отраслевых министерств и общественные деятели. Пороги и ставки будут обсуждаться открыто. Поскольку работа только началась, размеры шкалы доходов, ставок пока не определены.

То есть позиция Министерства национальной экономики поменялась за 3 месяца…

И тут вывод: если по предыдущему проекту уже были подсчитаны последствия для граждан и бюджета страны, значит изменения связаны с влиянием пандемии коронавируса и снижением цен на нефть?

И наверно стоит все-таки ожидать увеличения налоговой нагрузки? Или же цель снизить налоговую нагрузку на нижний сегмент заработных плат в Казахстане?

В чем цель? На самом деле на текущий момент есть только туманные предположения относительно цели данных нововведений: в противовес на бурно обсуждаемую в интернете шкалу прогрессивной ставки (до 20%), Глава государства озвучил информацию, предполагающую снижение нагрузки на средний уровень зарплат.

Приведу цитату из выступления Главы государства (источник: Turantimes.kz со ссылкой на Facebook пресс-секретаря главы государства Берика Уали):

«Например, в моем понимании, если человек зарабатывает до 250 тыс. тенге, может быть больше до 300 тыс. тенге, он не должен платить налог в 10%. Он может платить налог примерно в 7%. Это решит рабочая комиссия правительства. Но допустим, что касается среднего класса, то в отношении него по-прежнему будет применяться налог в 10%, то есть 10% – это налог широкого спектра действия. Условно говоря, с 300 тыс. тенге до 1,5, а может быть до 2 млн тенге, получающие эту сумму люди, будут платить 10%, как было и раньше. Люди, зарабатывающие более 25 млн тенге в год, как я считаю, должны платить больше 10%. Какую сумму налога они должны платить, опять же определит комиссия. Это будет 13% или 15%, но не больше 15%. Я считаю, что в нашей стране подоходный налог не должен быть больше 15%».

Насколько целесообразно в таких финансовых и экономических условиях после отмены режима ЧП вновь вводить прогрессивную шкалу ИПН?

На мой взгляд, введение прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога в настоящий момент в нашей стране не целесообразна.

Во-первых, основной аргумент в пользу прогрессивной шкалы индивидуального подоходного такой как принцип социальной справедливости реализуется и при нынешних условиях. Так, согласно действующему законодательству доходы граждан не превышающем 42 500 не облагаются ИПН, а при доходах не превышающих 66 000 тенге, эффективная ставка налога составляет 0,3%.

Во-вторых, считаю, что изменение ставки ИПН не даст ожидаемого эффекта по выводу серых схем. Почему? Потому что с фонда оплаты труда помимо ИПН, ОПВ на бизнес ложится нагрузка по социальному налогу и другим социальным платежам и на текущий момент составляет около 30%. Соответственно увеличение ставки создаст «условия» для уклонения от уплаты налогов. Также действующее налоговое законодательство позволяет налогоплательщикам использовать специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от уплаты налога по доходам физлиц на 2020-2022 гг.

Я считаю, что изменение ставки ИПН не даст ожидаемого эффекта по выводу серых схем <...> увеличение ставки создаст новые «условия» для уклонения от уплаты налогов

В-третьих, формируемая годами налоговая культура может сойти на нет. Так как с введением прогрессивной шкалы не оправдаются ожидания налогоплательщиков, которые в последние годы были мотивированы законодателем хорошо работать и официально платить свои налоги и спать спокойно.

В-четвертых, в связи с усложнением техники подсчета налогов, практически каждому налогоплательщику нужно иметь в штате бухгалтера, что создаст дополнительные затраты на бизнес. Бухгалтера в Казахстане без работы точно не останутся.

Мы, как аудиторы видим, что в целом у юридических лиц, являющихся налоговыми агентами, работники получают официальную заработную плату «не в конвертах», а как положено после обложения всеми налогами, так как затраты по доходам работников идут на вычеты. Как раз таки введение в 2007 году плоской шкалы, возможно и повлияло на «выход из тени доходов физических лиц».

Уровень нагрузки на доходы физических лиц итак увеличился за счет введения отчислений и взносов по обязательному медицинскому страхованию, а также планируется введение обязательств по уплате обязательных пенсионных взносов работодателя. Дальнейшее ужесточение в данном направлении даст толчок наоборот всячески не декларировать получаемые доходы

Вообще, с таким количеством вводимых изменений и инициатив в сфере налогообложения, такое ощущение, что у ответственных лиц, принимающих решения, нет цельной картины происходящего в реальном секторе, они не чувствуют настроение бизнеса, населения и не понимают его проблем.

Такое ощущение, что у ответственных лиц, принимающих решения, нет цельной картины происходящего в реальном секторе, они не чувствуют настроение бизнеса, населения и не понимают его проблем…

Мы не знаем, чем закончится работа рабочей группы по данному вопросу, но главное, чтобы «Гора не родила мышь». Все мы понимаем, что раз Рабочая группа создана, задача поставлена, то по итогам ожидать, что они выйдут и скажут «Ребята, мы подумали и решили оставить как есть» маловероятно, поэтому надеемся, что по итогам работы будет презентован внятный, понятный и справедливый механизм расчета подоходного налога.

По мне, лучше бы реализовали идею объединить все платежи с фонда оплаты труда, чтобы уменьшить заморочки и затраты на платежи в разные фонды, и распределяли сами деньги полученные от налогоплательщиков.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!