Правильный маркетинг начинается с идеи

Главная задача любого бизнеса — это привлечение и удержание клиентов. Если у компании есть клиенты, значит, есть продажи и прибыль, нет клиентов – нет продаж, нет денег. Поэтому, если у порога ваших дверей не толпятся клиенты, то это всего лишь еще один повод нанять толкового маркетолога.

    поделиться
Автор: Махпал Алиева 14-05-2018

 

Источник фото: Sutterstock, mrmohock

Знающий свое дело маркетолог поможет любому, даже начинающему бизнесу всегда быть успешным, несмотря на конкурентов, очередной кризис в экономике или падение покупательского спроса. О том, где найти такого специалиста и нужен ли маркетинг для малого и среднего бизнеса, мы поговорили с Альбиной Бунеску, маркетологом и сооснователем Astana Marketing Club.

— Альбина, расскажите об оптимальных маркетинговых инструментах для казахстанского малого бизнеса? 

— На казахстанском рынке огромными темпами развивается малый и средний бизнес, уже сейчас оптимальных и доступных маркетинговых инструментов более чем достаточно. Для владельца бизнеса важно задаться вопросами:

Какая цель рекламы? Что он хочет рекламировать? И для кого? Отсюда и вытекает список маркетинговых инструментов, то есть канал коммуникации всегда следует выбирать от присутствия вашей целевой аудитории.

— В малом бизнесе не всегда есть возможность заказать маркетинговое исследование профессиональному агентству. Как предпринимателю на начальном этапе сделать маркетинговое исследование своими силами? 

— Если нет возможности приобрести дорогостоящее исследование или статистические сервисы, можно провести опрос фокус-группы. Это может быть 1000-5000 анкет с вопросами о продукте, товаре, услуге или мнение о прошедшей рекламе.

Кстати, сейчас можно проводить опросы фокус группы в онлайн-формате, доступно, удобно и вы получите всю статистику.

— На ваш взгляд, какими практическими навыками должен сейчас обладать маркетолог и по каким критериям его нужно нанимать? 

— Я считаю, что важно наличие образования или опыта работы в данной сфере, т.к. это уже хороший фундамент. Если же маркетолог имел опыт проведения рекламных кампаний, знает рынок и подрядчиков, есть опыт написание стратегии и есть результаты в цифрах (увеличение дохода), то это просто идеальный вариант. Такого специалиста нужно брать на работу.

В Astana Marketing Club есть как и опытные, действующие маркетологи, так и начинающие. Среди начинающих многие прошли практики у наших резидентов, нашли работу, получают опыт и знания на наших мастер-классах и встречах. Я считаю, если человек выбрал маркетинг как профессию и есть огромное желание расти и развиваться, это всегда видят и ценят работодатели.

— Как объяснить ребенку, что такое маркетинг? 

— У меня пока нет своих детей, но мне так же очень доступно пришлось объяснять моему аташке, что такое маркетинг и чем же я все-таки занимаюсь. Для ребенка, я бы ответила так: «Маркетинг — это когда ты делаешь так, чтобы о полезных штуках узнавали люди, которым они нужны. Например, пазлы — очень полезная игра, но не все их покупают, потому что не знают всех преимуществ. А если бы маркетолог был посильнее, то в пазлы играли бы все».

— Какие виды рекламы наиболее эффективны для малого бизнеса? 

— Если мы вернемся к нашему первому вопросу, то самый эффективный вид рекламы тот, где можно больше охватить целевую аудиторию. Как узнать, что она там есть? Запрашивать аналитику, статистику у подрядчиков и тестировать и еще раз тестировать.

Моя рекомендация для МСБ на сегодняшний день – это онлайн-реклама, бюджетный инструмент рекламы, но при этом очень эффективный.

С помощью таргет-рекламы (вид онлайн-рекламы) вы сможете показать свою рекламу только для своей целевой аудитории, что значит вы эффективно освоите бюджет. Онлайн-реклама позволит вам получить результат в короткие сроки, в один клик, конечно же, если настройки рекламы профессиональные и подача рекламы «вкусная».

Еще одно немаловажное преимущество онлайн-рекламы — у вас есть доступ к статистике рекламы, т.е. здесь как раз-таки экономия на исследовании. Вам доступны данные о просмотрах рекламы, охвате, кликах, переходах по рекламе и т.д.

Ведь именно маркетологи исследуют рынок, настроение потребителей и принимают решение, нужен ли такой продукт рынку в данный момент.

— В известном анекдоте про людоедов, которые устроились работать в крупную компанию, каннибалы благополучно поедают бренд-менеджеров, финансистов, маркетологов и никто не замечает их отсутствия. Но когда людоеды съели уборщицу, в офисе сразу стало грязно. Для чего компании нужен маркетолог?

 — Забавный анекдот. Зачастую в Казахстане сами руководители бизнеса не понимают роль маркетолога в компании, поэтому мы первые в списке сокращения штата, в их глазах мы только тратим бюджет. Существует и обратная реакция, когда все плохо, владельцы бизнеса судорожно бегут к маркетологам, понимая, что нужно спасать компанию.

В первом случае, это «плохие» маркетологи, которые не смогли донести руководству суть работы и не принесли прибыль компании.

Во втором случае, владельцы бизнеса уже понимают, как может повлиять маркетолог на успех бренда, товара, услуги.

Так для чего же все-таки нужен маркетолог в компании? На самом деле, у нас очень много важных задач и наша профессия вторая после директора, а иногда и выше.

Ведь именно маркетологи исследуют рынок, настроение потребителей и принимают решение, нужен ли такой продукт рынку в данный момент.

Если да, то какой должна быть упаковка бизнеса, как правильно представить рынку бренд (позиционирование, УТП, ценообразование), какой должна быть коммуникация (где лучше рекламироваться, как просчитать эффективность рекламы и освоение бюджета), повышение продаж … и даже на этом не все. А как же поработать над постпродажным сервисом, чтобы клиент купил еще раз, и еще раз?

И это только кратко о нашей работе, которая очень важна для бизнеса. Это трудоемкий, но увлекательный и интересный процесс. Никогда не соскучишься.

— Три книги о маркетинге, которые вы рекомендуете? 

— Сложно рекомендовать три, но я постараюсь выбрать на разные ситуации.

Всем казахстанским владельцам бизнеса, особенно МСБ, я посоветую книгу Александра Левитаса «Экспресс — маркетинг» — книга, полная практических инструментов с примерами с российского рынка. Ничего лишнего, и примеры близки к нашему менталитету, поэтому применять их можно уже сейчас.

Книги Филипа Котлера — это классика, фундамент, основа для маркетолога. Но моей второй рекомендацией будет книга Джона Янча «Маркетинг без диплома». Автор Янч специализируется на продвижении малого бизнеса, поэтому для МСБ даны реально работающие бюджетные инструменты в маркетинге.

Если же у вас в планах открытие бизнеса или презентация нового бренда на рынке, то книга «Фиолетовая корова» — это идеи, креатив, мимо чего не пройдут ваши клиенты. Автор Сет Годин учит мыслить нестандартно, не бояться рисковать и создавать инновационные идеи.

— Какие каналы или инструменты маркетинга вы считаете устаревшими? 

— Есть некоторые инструменты, которые я уже не использую, и среди моих коллег мало кто их включает в медиа-план. Например, размещение объявления в газете, «бегущей строке» на ТВ, реклама в телефонных справочных службах.

— Сейчас только ленивый не продает через Инстаграм. Как вести свой бизнес-аккаунт малому бизнесу, чтобы выделиться среди тысячи других похожих компаний?

— Выделиться можно по-разному: можно поработать над визуальной подачей (фото), над контентом, проводить больше активностей (stories, прямые эфиры, видео-контент).

На самом деле все зависит от бренда и целевой аудитории, начните с трех главных вопросов для себя:

  • Кто я? Мой продукт/товар?
  • Чем я отличаюсь от конкурентов? Мои преимущества?
  • Кто моя целевая аудитория? Кто мой потенциальный покупатель?

Если говорить о социальных сетях, здесь лучше быть искренними: большую популярность получают личные бренды, т.к. это в первую очередь социальная сеть, где люди зарегистрированы для общения с другими людьми.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!