Обращение к Бектенову подписали представители Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК, Молочного Союза Казахстана, Масложирового союза Казахстана, ассоциации КазАлкоТабак и ОЮЛ Союз пивоваров Казахстана
Сразу несколько отраслевых ассоциаций пищевой промышленности направили письмо-обращение премьер-министру Олжасу Бектенову. Они выступают против введения обязательной маркировки на свою продукцию, тем более что пилотные проекты по её внедрению показали всю нецелесообразность и несостоятельность идеи.
Поводом для обращения послужили повторные инициативы Правительства по пересмотру и вводу обязательной маркировки молочной продукции, упакованной воды, сахаросодержащих напитков, пива, алкогольной продукции, а также растительного масла на внутреннем рынке страны. По мнению представителей пищевой отрасли, обязательная маркировка станет значимым барьером для ведения бизнеса и нивелирует все ранее предпринятые в стране усилия по устранению существующих барьеров.
«Маркировка только усложняет осуществление производства, взаимную торговлю между странами, а также приводит к удорожанию продукции для конечного потребителя. Введение такого существенного барьера для бизнеса приведет к стагнации отраслей, закрытию многих линий по производству определенных видов товаров, наплыву импортной дешевой продукции сомнительного качества, закрытию малых и средних предприятий, которые составляют львиную долю участников рынка, сокращению инвестиций, а также увеличению конечной стоимости продуктов для потребителя», – отметила Президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК Алия Мамытбаева.
По мнению представителей отраслевых ассоциаций, учитывая действующую нестабильную геополитическую ситуацию в мире, введение дополнительных обязательств для бизнеса пищевого сектора на данном этапе неуместно и противоречит как интересам самого бизнеса, так и интересам государства и отечественных потребителей.
С 2020 по 2022 годы в Казахстане проводились пилотные проекты по маркировке вышеуказанных товарных групп. Их итоги были рассмотрены с участием государственных органов и Правительства Республики Казахстан.
«Тогда, учитывая не достижение поставленных целей, а также имеющиеся сложности в интеграции и перестройке всех производственных линий, с последующим удорожанием продукции, были приняты соответствующие Протокольные решения Правительства о нецелесообразности ввода маркировки на данные товарные группы. Каких-либо причин пересматривать итоги проведенных пилотных проектов мы не видим и считаем продолжение педалирования этой темы неправильным. Тем более, что ситуация на рынке не изменилась к лучшему, и нашим производителям и так нелегко конкурировать с дешевым импортом, а потребителей явно не порадует рост цен на продукцию, к которому неминуемо приведет введение обязательной маркировки», – пояснил Президент Молочного Союза Казахстана Владимир Кожевников.
Отмечается, что казахстанские предприятия по производству молочной продукции, упакованной воды и сахаросодержащих напитков, пива при поставке продукции в страны ЕАЭС, где введена обязательная маркировка, придерживаются Базовой модели системы маркировки ЕАЭС, утвержденной решением Совета ЕЭК № 19 от 5 марта 2021 года. В связи с этим, каких-либо препятствий по экспорту продукции в данные страны нет. Хотя, их опыт как раз наглядно показывает, что только при отправке маркированной продукции на экспорт предприятия уже несут значительные издержки. Например, стоимость одной линии для маркировки пищевой продукции в зависимости от ее производительности и конфигурации составляет от 20 до 60 млн. тенге, а снижение производительности линий в процессе маркировки в среднем составляет 30%.
Между тем, среднегодовая загрузка производственных мощностей за 5 лет составила 44%. С 2017 года наблюдается снижение загруженности предприятий с 50,3% до 31,1%. На этом фоне введение обязательной маркировки, которая приведет к снижению производительности труда до 30%, выглядит как действие, направленное против отечественных производителей. К текущим производственным проблемам, связанным с износом оборудования, добавятся технологические и функциональные сбои, связанные с обслуживанием маркировочного оборудования, процессом агрегации кодов, перестройкой всей складской логистики. Участники рынка также отмечают, что отсутствие в Казахстане соответствующих типографий сказывается на сроках поставки стикеров из типографий России, делая производство зависимыми от них.
Введение маркировки ставит предпринимателей Казахстана в невыгодные условия в сравнении с конкурентами из 3-х стран и более крупных рынков. Себестоимость выпускаемой продукции очень сильно зависит от объемов производства (чем больше объем, тем меньше становится себестоимость единицы товара) в связи с чем производители Казахстана будут всегда проигрывать в ценовой конкуренции более крупным производствам соседей. Из-за доступности доставки и дороговизны учетных процедур в Казахстане физическим лицам будет гораздо дешевле приобретать продукцию в заграничных онлайн магазинах, чем у местного производителя/импортера, оплатившего в бюджет нашей страны все налоги.
Что касается борьбы с контрафактом, являющейся одной из причин инициирования маркировки, то участники рынка ранее приводили немало данных, показывающих, что те виды продукции, о которых идёт речь, не относятся к разряду часто подделываемых ввиду экономической нецелесообразности, так как они характеризуются низкой стоимостью, коротким сроком годности, нет привязанности покупателя к определенным брэндам.
Кроме того, если посмотреть на пример других товаров, в частности на табачные изделия, то можно увидеть, что ввод обязательной маркировки не повлиял на снижение их теневого оборота. Так, за последние три года, по оценкам компании Nielsen, доля нелегальной сигаретной продукции выросла в 7 раз. Если в 2020 году уровень нелегальной сигаретной продукции был равен 1,4% (2021 году – 3,3%, 2022 году – 6,3%), то в 2023 году, по предварительным данным, он достиг 9,5% общего рынка. Примерная оценка только суммы, недополученных акцизов в бюджет на табачные изделия, составляют порядка 35 млрд. тенге.
Более того, в Казахстане уже предусмотрена прослеживаемость через механизм ЭСФ.
«Мы считаем, что предлагаемый формат маркировки является избыточным, так как в Казахстане уже существует эффективная система прослеживаемости продукции в виде ЭСФ (электронных счетов фактур). Кроме того, бизнес неоднократно ставил вопрос о безопасности данных, представляемых в рамках этого проекта, которые являются коммерческой тайной», – говорит Президент ОЮЛ Союз пивоваров Казахстана Галым Тумабаев.