Основную долю составляют индивидуальные предприниматели
Женское предпринимательство растет в Казахстане быстрыми темпами. На сегодняшний день более 50% предприятий в секторе МСБ руководят женщины. Об этом говорят данные исследования группы IDF Eurasia Казахстане (бренды МФО Solva и Moneyman) «Женщины в бизнесе».
В последние годы, развитию женского предпринимательства в Казахстане и мире уделяется отдельное внимание. Так, согласно официальной статистике, по данным на 2020 в Казахстане насчитывалось более 1,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Из них свыше 677 тыс. предприятий возглавляли женщины.
Основную долю (77%) составляют индивидуальные предприниматели, чуть более 15% работают в форме юридического лица, и лишь 8% женщин управляют крестьянскими хозяйствами.
В разрезе регионов, больше всего ИП и юрлиц зарегистрировано в городах Алматы и Нур-Султан, по крестьянским хозяйствам лидируют Туркестанская и Алматинская области.
Следует отметить, что ежегодно происходит прирост количества предприятий, возглавляемых женщинами. С 2017 года в секторе МСП, количество предприятий, возглавляемых предпринимателями женщинами выросло на 7,4% (с 630,919 тыс. в 2017 до 677, 390 тыс. в 2020).
Области бизнеса
Согласно исследованию, основная доля женщин предпринимателей приходится на южные регионы республики (Алматинская, Южно-Казахстанская области). Помимо этого, активно развивают местный бизнес стали и женщины из Северо-Казахстанской области. В совокупности, в этих регионах 63% опрошенных женщин открыли микрокредит на развитие бизнеса.
По данным опроса, из общего числа респондентов, 35% женщин являются постоянными участниками программ развития женского предпринимательства. Кроме этого, женщины регулярно пользуются и льготными программами развития.
Следует отметить, что в течении нескольких лет доля женщин, которые используют микрокредиты находится в среднем на уровне 60%.
При этом, женщины более осторожны при оценке размера кредита, нежели мужчин. Так, сумма микрокредита для женщин находится в диапазоне 600-700 тыс.тенге. Мужчины чаще всего оформляют займы на сумму от 800 тыс. тенге. Разница объясняется тем, что женщины в кредитовании более осторожные заемщики, чем мужчины. К слову, по данным специалистов, кредитная и финансовая дисциплина у женщин, заметно выше чем у мужчин.
Сегменты бизнеса
Как показали результаты исследования, преимущество женщины открывают бизнес в сфере услуг (80%). На мужчин в этом сегменте приходится лишь 20%. Кроме этого, женщины являются безусловными лидерами в индустрии красоты (95%), области общественного питания (85%), оптово-розничной торговле (75%).
Примечательно, что большую конкуренцию женщины составляют в таких сферах бизнеса как консалтинг – 79% женщин, и 21% мужчин занимаются бизнесом в этой области. Женщины более активно запускают бизнес в финансовом секторе (65%), маркетинге и рекламном бизнесе (67%), а также в сельском хозяйстве (57% женщин).
При этом, представительницы прекрасного пола уступают мужчинам в транспортном бизнесе – 40% женщины, 60% мужчины. Втрое реже женщины работают в строительной сфере (25% женщины, 75% мужчины).
Совсем незначительно представлена доля женщин в автомобильном бизнесе, всего 5% из 100% опрошенных. Единственный сегмент бизнеса, который мужчины и женщины поделили пополам это информационные технологии.
Эффективная процентная ставка по кредитам не будет превышать 6,7% годовых
Организатором программы является бизнес-инкубатор MOST при поддержке Дипломатической миссии США
Программа нацелена на «космический взлет» бизнеса участников обучения
Проект нацелен на развитие девочек в разных направлениях
Стартовал прием заявок на вторую программу бизнес-инкубирования для начинающих предпринимателей
Проект направлен на поддержку женщин-предпринимателей