Рост спроса на пассажирские и грузовые авиаперевозки в июне 2025 года замедлился до 2,6% и 0,8% соответственно.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за июнь 2025 года

    поделиться
Автор: Назира Айдарбек 07-08-2025

 

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за июнь 2025 года.

Пассажирские перевозки

  • Общий спрос, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK), вырос на 2,6% по сравнению с июнем 2024 года. Общая провозная емкость, измеряемая в доступных кресло-километрах (ASK), также увеличилась на 3,4% в годовом выражении. Коэффициент загрузки (PLF) в июне составил 84,5% (-0,6 п.п. по сравнению с июнем 2024 года).
  • Международный спрос вырос на 3,2% по сравнению с июнем 2024 года. Провозная емкость увеличилась на 4,2%, а коэффициент загрузки составил 84,4% (-0,8 п.п.).
  • Внутренний спрос вырос на 1,6% по сравнению с июнем 2024 года, при этом провозная емкость увеличилась на 2,1%, а коэффициент загрузки составил 84,7% (-0,4 п.п.).

 

 «В июне спрос на пассажирские авиаперевозки вырос на 2,6%. Это медленнее, чем в предыдущие месяцы, и отражает перебои, связанные с военным конфликтом на Ближнем Востоке. Рост спроса отстаёт от роста провозной емкости на 3,4%, и коэффициенты загрузки снизились на 0,6 процентного пункта по сравнению с рекордно высокими значениями прошлого месяца. Тем не менее, общий коэффициент загрузки, составляющий 84,5%, по-прежнему очень высок. А с учётом скромного роста провозной способности на 1,8% в августовском расписании, коэффициенты загрузки вряд ли значительно отклонятся от своих недавних исторических максимумов», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA.

Пассажирские перевозки в деталях – июнь 2025 (в % по отношению к июню 2024 года) 

Регион 

Доля рынка* 

RPK 

ASK 

Загрузка 

Весь мир 

100.0%

2.6%

3.4%

84.5 (-0.6)

Африка 

2.2%

0.8%

1.5%

74.6 (-0.6)

Азиатско-Тихоокеанский регион 

33.5%

5.0%

4.7%

83.0 (0.3)

Европа 

26.7%

2.2%

2.6%

87.8 (-0.3)

Латинская Америка 

5.3%

7.9%

9.6%

82.9 (-1.3)

Ближний Восток 

9.4%

-0.2%

1.6%

78.3 (-1.4)

Северная Америка 

22.9%

0.1%

2.1%

86.4 (-1.7)

*% от RPK отрасли в 2024 г. 

Региональный обзор – международные пассажирские перевозки

Рост спроса на международные полеты (RPK) достиг в июне 3,2% в годовом выражении, однако коэффициент загрузки снизился во всех регионах, поскольку рост провозной емкости опережал спрос. Наибольшее падение роста RPK по сравнению с маем наблюдалось на Ближнем Востоке, где международный трафик сократился на 0,4% в годовом исчислении из-за военного конфликта, особенно повлияв на перевозки на маршрутах в Северную Америку (-7,0% в годовом исчислении) и Европу (-4,4% в годовом исчислении). В то же время снижение коэффициента загрузки в Африке может быть обусловлено усилением конкуренции со стороны европейских и ближневосточных перевозчиков.

Регион 

RPK 

ASK 

Загрузка (PLF)

Азиатско-Тихоокеанский регион 

7.2%

7.5%

82.9% (-0.2 п.п.)

Европа 

2.8%

3.3%

87.4% (-0.4 п.п.)

Северная Америка 

-0.3%

2.2%

86.9% (-2.2 п.п.)

Ближний Восток 

-0.4%

1.1%

78.7% (-1.2 п.п.)

Латинская Америка 

9.3%

11.8%

83.3% (-1.9 п.п.)

Африка

-0.3%

0.3%

74.6% (-0.5 п.п.)

Обзор внутренних рынков пассажирских авиаперевозок

Внутренние пассажирские перевозки выросли на 1,6% по сравнению с июнем 2024 года, а коэффициент загрузки снизился на 0,4 п.п. до 84,7% на фоне роста емкости на 2,1%. Бразилия продемонстрировала выдающиеся результаты, а внутренний рынок США впервые за четыре месяца продемонстрировал очень небольшой рост.

Внутренние пассажирские рынки – июнь 2025

Рынок

Доля рынка*

RPK

ASK

Загрузка

Обобщенные показатели

38.2%

1.6%

2.1%

84.7% (-0.4 п.п.)

Австралия

0.8%

0.9%

1.5%

81.1% (-0.5 п.п.)

Бразилия

1.1%

14.7%

17.0%

83.0% (-1.7 п.п.)

Китай

11.3%

3.8%

3.0%

83.1% (0.6 п.п.)

Индия

1.7%

5.4%

9.0%

84.3% (-2.9 п.п.)

Япония

1.0%

2.9%

-0.3%

75.3% (2.3 п.п.)

США

14.4%

0.1%

1.8%

86.0% (-1.5 п.п.)

*% от RPK отрасли в 2024 г. Примечание: на эти шесть внутренних рынков приходится 30,2% от общего мирового спроса и 79,1% от общего объёма внутренних перевозок.

Грузовые перевозки

  • Общий спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK), увеличился на 0,8% по сравнению с июнем 2024 года (+1,6% для международных перевозок).
  • Провозная емкость, измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах (ACTK), выросла на 1,7% по сравнению с июнем 2024 года (+2,8% для международных перевозок).

 

«В целом, спрос на грузовые авиаперевозки в июне вырос на скромные 0,8% в годовом исчислении, но у основных игроков отрасли за этим показателем стоят совершенно разные предпоссылки. Торговая напряженность привела к падению грузоперевозок в Северной Америке на 8,3%, а в Европе рост остался на уровне 0,8%. Однако Азиатско-Тихоокеанский регион, нарушив тенденцию, показал рост на 9%. В то же время перебои, вызванные военным конфликтом на Ближнем Востоке, привели к падению грузоперевозок в регионе на 3,2%», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA.

«Июньские данные по грузовым авиаперевозкам ясно показали, что стабильность и предсказуемость играют важнейшую роль в поддержке торговых связей. Появляющаяся ясность в вопросе тарифов США позволяет компаниям с большей уверенностью планировать. Однако мы не можем игнорировать тот факт, что заключаемые «сделки» приводят к значительному повышению пошлин на импортируемые в США товары по сравнению с теми, что были всего несколько месяцев назад. Экономический ущерб от этих ценовых барьеров в торговле ещё предстоит оценить. Тем временем правительствам следует удвоить усилия по упрощению, ускорению, удешевлению и повышению безопасности торговли с помощью цифровизации», — сказал Уолш.

Основные факторы, оказавшие влияние на статистику:

  • В годовом исчислении мировое промышленное производство в мае выросло на 3,2%, а мировая торговля товарами — на 3,5%.
  • Цена на авиатопливо в июне снизилась на 12% в годовом исчислении, что стало четвертым ежемесячным снижением подряд. Тем не менее, по сравнению с майскими ценами показатель вырос на 8,6%.
  • Мировое производство восстановилось в июне: индекс PMI поднялся выше отметки 50 до 51,2. Индекс PMI для новых экспортных заказов вырос на 1,2 пункта, но остался в отрицательной зоне (49,3) под давлением недавних изменений в торговой политике США.

Грузовые авиаперевозки – июнь 2025 (в % к июню 2024 года)

Регион

Доля рынка*

CTK

ACTK

Загрузка

Весь мир 

100.0%

0.8%

1.7%

45.5% (-0.4 п.п.)

Африка 

2.0%

3.9%

6.2%

42.1% (-0.9 п.п.)

Азиатско-Тихоокеанский регион 

34.2%

9.0%

7.8%

50.3% (0.6 п.п.)

Европа 

21.5%

0.8%

2.6%

49.6% (-0.9 п.п.)

Латинская Америка и Карибы

2.9%

3.5%

-0.4%

36.6% (1.4 п.п.)

Ближний Восток 

13.6%

-3.2%

1.5%

45.2% (-2.2 п.п.)

Северная Америка 

25.8%

-8.3%

-5.1%

38.5% (-1.3 п.п.)

*% от CTK отрасли в 2024 г.

Детализация показателей авиационных грузоперевозок по регионам за июнь 2025 года по отношению к июню 2024 года. 

Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона в июне зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 9,0% в годовом исчислении, что является самым высоким показателем роста среди всех регионов. Провозная емкость увеличилась на 7,8% в годовом исчислении.

Североамериканские перевозчики в июне зафиксировали снижение роста объемов грузовых авиаперевозок на 8,3% в годовом исчислении, что является самым медленным ростом среди всех регионов. Провозная емкость снизилась на 5,1% в годовом исчислении.

Европейские перевозчики в июне зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 0,8% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 2,6% в годовом исчислении.

Авиакомпании Ближнего Востока в июне зафиксировали снижение спроса на грузовые авиаперевозки на 3,2% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 1,5% в годовом исчислении.

Латиноамериканские перевозчики в июне зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 3,5% в годовом исчислении. Провозная емкость снизилась на 0,4% в годовом исчислении.

Африканские авиакомпании в июне зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 3,9% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 6,2% в годовом исчислении.

Показатели торговых маршрутов:

В июне 2025 года объёмы авиаперевозок увеличились по основным торговым коридорам из/в Европу и между Ближним Востоком и Азией. Однако по другим важным торговым маршрутам из/в Азию и из Северной Америки объемы за последний месяц значительно сократились.

Маршрут

Рост, год к году

Примечания

Доля рынка в отрасли*

Азия – Северная Америка

-4.8%

7 месяцев снижения подряд

24.40%

Европа – Азия

+10.6%

28 месяцев роста подряд

20.50%

Ближний Восток – Европа

-4.5%

6 месяцев снижения подряд

5.70%

Ближний Восток – Азия

+2.8%

4 месяца роста подряд

7.40%

Внутри Азии

+8.7%

20 месяцев роста подряд

7.00%

Северная Америка – Европа

+4.8%

17 месяцев роста подряд

13.30%

Африка – Азия

-4.8%

2 месяца снижения подряд

1.40%

КОММЕНТАРИИ
0
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!