Индекс уверенности МСБ: малые и средние предприятия стимулируют цифровую трансформацию в Казахстане

МСБ в Казахстане использует цифровые платежи и повышение квалификации, способствуя росту и устойчивости

    поделиться
Автор: Редакция 24-02-2025

 

Малый и средний бизнес (МСБ) в Казахстане смотрит на 2025 год с осторожным оптимизмом, подкрепленным надежной цифровой экономикой и стратегическими инвестициями в технологии и развитие навыков. Исследование индекса уверенности МСБ, проведенное Mastercard уже в третий раз, показывает, что 89% казахстанских МСБ уже перешли на работу в цифровой среде. Это отражает значительный сдвиг в сторону безналичных транзакций, необходимых для повышения эффективности, безопасности и уровня доверия к бизнесу.

В целом опрошенные представители МСБ настроены оптимистично в отношении ближайших 12 месяцев: высокую степень уверенности, как и в 2022 году, ощущают 16% респондентов, среднюю степень – 54% (50% в 2022 году). Только 5% опрошенных выразили высокую степень обеспокоенности (6% в 2022 году)..

«Малый и средний бизнес является основой экономики, он стимулирует инновации, растит занятость населения и устойчивость экономики. По мере ускорения цифровой трансформации компании МСБ открывают все больше возможностей, развивая цифровые платежи и продвигая финансовую инклюзивность. Способность таких компаний адаптироваться и расти в быстро меняющейся деловой среде говорит о силе экосистемы, которая ставит в приоритет доступ к финансам, цифровое развитие и устойчивый рост», — сказал Димитриос Досис, президент Mastercard в регионе EEMEA (Восточная Европа, Ближний Восток и Африка).

Исследование индекса уверенности МСБ от Mastercard традиционно охватывает такие регионы как Южная Африка (SSA), Ближний Восток и Северная Африка (MENA) и Восточная Европа (EE). Первая волна исследования в 2021 году была направлена на изучение влияния COVID-19 на предприятия МСБ, вторая волна 2022 года позволила исследовать опыт компаний в преодолении новых вызовов и использовании вновь открывающихся возможностей. В ходе нынешнего этапа исследования компании МСБ были проанализированы с точки зрения влияния потребностей клиентов в финансовых услугах на практику ведения бизнеса. В рамках исследования в Казахстане было опрошено 100 представителей МСБ из различных секторов экономики на уровне владельцев бизнеса и лиц, ответственных за принятие решений.

В числе ключевых преимуществ безналичной экономики представители МСБ называют удобство оплаты поставщикам и сотрудникам (55%), высокую эффективность платежей посредством различных каналов (45%) и доступ к новым возможностям для роста бизнеса (44%). При этом если 2 года назад респонденты считали основным преимуществом более высокий уровень доверия со стороны банков и правительства (38%), то сейчас так считают только 30% респондентов.

По сравнению с 2022 годом предприятия усилили свое присутствие в цифровом пространстве. Более востребованными стали платежи в e-commerce (рост с 64% в 2022 году до 79% в 2024), платежи с помощью карт (с 61% до 64%) и мобильные платежи (с 53% до 66%). Только 4% никак не используют цифровые маркетинговые инструменты, тогда как у 80% есть страницы в социальных сетях (61% в 2022 году), у 86% – вебсайты (56% в 2022 году), у 20% – собственное мобильное приложение (15% в 2022 году).

«Поскольку МСБ в Казахстане продолжает адаптироваться к быстро меняющейся экономике, цифровая трансформация и доступ к обучению и развитию являются ключом к их успеху. Mastercard по-прежнему стремится предоставлять этим компаниям инновационные платежные решения, обучение и стратегическое партнерство, чтобы помочь им расти и процветать», — отметила Ясемин Бедир, президент подразделения Mastercard по Восточной Европе.

Решение экономических проблем с помощью цифровых инноваций

По мере ускорения цифровизации компании малого и среднего бизнеса отдают предпочтение безналичным транзакциям, автоматизации и стратегиям, разработанным на основе данных для повышения эффективности и долгосрочной устойчивости.

48% опрошенных считают технологический прогресс своим самым большим стимулом к развитию за последний год. По мнению респондентов, созданию благоприятной деловой среды способствуют растущий внутренний рынок (35%) и политическая стабильность (32%).

С другой стороны, по мнению опрошенных, негативное влияние на бизнес могут оказывать повышение цен на продукты и услуги (55% против 58% в 2022 году), инфляция (53% против 48% в 2022 году) и недостаток квалифицированного персонала (52%). В числе основных угроз для бизнеса респонденты чаще всего упоминали изменчивую регуляторную среду и требования законодательства (38%), а также растущую стоимость ведения бизнеса (38% против 36% в 2022 году).  Внедрение технологических решений для оптимизации операционной деятельности компании рассматривают как фактор для стабилизации бизнеса, а обращение за кредитом – как фактор снижения финансового давления (34%).

Правительственные инициативы и повышение квалификации стимулируют рост МСБ

МСБ в Казахстане считает государственные инициативы (48%) и партнерство с частным сектором (44%) ключевыми факторами роста бизнеса. Компании расширяют свои цифровые возможности и ценят финансовую инклюзивность и устойчивость, которые помогут обеспечить долгосрочную жизнеспособность бизнеса на развивающемся рынке.

Помимо цифровых платежей, МСБ фокусируется на повышении квалификации и развитии рабочей силы, при этом 91% предприятий сосредоточено на обучении персонала, а 90% – стремится к расширению доступа к программам развития и внедрению «бесшовных» платежных решений. Осознавая эти потребности, Mastercard продолжает поддерживать МСБ посредством стратегических партнерств, предоставляя финансовые знания, цифровые инструменты и индивидуальные платежные решения, помогающие бизнесу эффективно масштабироваться.

Стратегическое партнерство укрепляет устойчивость МСБ

Совместно с Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан Mastercard открыл школу электронной коммерции в 2022 году, с тех пор обучение в ней прошли более 2000 компаний МСБ.

Индекс уверенности малого и среднего бизнеса от Mastercard служит ключевым ориентиром для понимания меняющегося ландшафта МСБ в Казахстане. Тесно сотрудничая с финтех-партнерами, банками и государственными учреждениями, Mastercard продолжает предоставлять индивидуальные платежные решения, доступ к финансированию и программы бизнес-образования, которые позволяют малому и среднему бизнесу преодолевать трудности и использовать новые возможности.

Стимулируя внедрение цифровых платежей, расширяя доступ к кредитам, содействуя финансовой доступности и повышению квалификации предпринимателей, Mastercard стремится укреплять экосистему МСБ в Казахстане и оказывать поддержку предприятиям по мере их адаптации к цифровой экономике.

По информации сайта Премьер-министра РК, сегодня доля МСБ в экономике Казахстана составляет 38,2% – это более 2 млн предприятий, обеспечивающих занятость более чем 4,2 млн казахстанцев

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
92,6 млн тенге собрали на первом гала-ужине ЮНИСЕФ в Казахстане
03-12-2024– Редакция

Средства направят на поддержку детей с особыми образовательными потребностями.

Glovo в Казахстане: сколько налогов выплатила компания в казну
20-11-2024– Редакция

Как сервис доставки влияет на экономику страны, разъяснили в отчете Glovo совместно с Statista PLUS

Маркировка погубит казахстанского производителя: отраслевые ассоциации обратились к премьеру
07-11-2024– Редакция

Обращение к Бектенову подписали представители Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК, Молочного Союза Казахстана, Масложирового союза Казахстана, ассоциации КазАлкоТабак и ОЮЛ Союз пивоваров Казахстана

Как в Казахстане сегодня борются с сахарным диабетом
02-10-2024– Редакция

Ново Нордиск Казахстан учит казахстанцев распознавать возможные маскирующиеся симптомы сахарного диабета и призывает взять под контроль уровень сахара в крови на ранних стадиях

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!