Жаннар Шураева – автор бренда «Kurak Korpe», редактор бортового журнала Tengri, журналист, кинорежиссер. Ее всегда привлекала сфера дизайна и творчества. О том, как создать бренд, который совмещает качество, стиль и любовь к традициям, она рассказала в эксклюзивном интервью для MyBusiness.kz.
— Жаннар, есть ли у вас ролевая модель, которая вас вдохновляет и мотивирует?
— Моей главной ролевой моделью была, есть и остается моя мама – боец по натуре, очень сильная женщина. Она воспитывала нас одна, папы не стало, когда мне было 6 лет. У нас с братом есть еще сестренка от второго брака, мы росли очень дружными и до сих пор мы друзья и единомышленники. Эту веру друг в друга и семейственность в нас заложила мама. У нее было пятеро сестер и единственный брат, мы жили рядом с бабушками и дедушками в атмосфере любви и заботы.
Все трудности мы переживали вместе, но мама никогда не акцентировала на них внимание, чтобы мы не чувствовали себя в чем-то обделенными. Она любила создавать атмосферу уюта, привила нам всем любовь к чтению, литературе, в детствеустраивала кукольные спектакли: ставила диван посередине, пряталась за ним и показывала сценки — это были важные вещи, которые сейчас прорастают как семена, для меня это жизненный якорь.
Мама от природы была награждена способностью танцевать, когда она заканчивала школу, ее отобрали в ансамбль Гульдер (популярный в 70-е годы молодежно-эстрадный ансамбль – прим. ред.), однако родители не отпустили ее в город. Поэтому она была вынуждена поступить на агронома, поскольку мы жили в сельскохозяйственной области в Кокшетау, и она всю жизнь занималась вопросами экологии. Но по натуре была очень творческим человеком, ее не стало 11 лет назад…
Жаннар Шураева
— Расскажите о том, как начинался ваш творческий путь?
— Я окончила музыкальное училище в Кокшетау. Мечтала играть на скрипке, возможно, и сейчас этим бы занималась, но в 8 лет меня отдали на баян, и мне приходилось тягать этот громадный инструмент. Когда пришло время поступать в консерваторию, я поняла, что музыка и инструмент меня очень сильно закомплексовывают. Поняла, что могу намного больше, чем просто преподавать музыку. Поэтому я поступила в Санкт-Петербургский институт культуры, на режиссуру массовых праздников.
Я очень туда хотела, набрала большое количество баллов при поступлении и окрылилась, почувствовала свои силы. Но уже после окончания института потеряла координаты и не знала, кем я хочу быть. Был тяжелый год и без работы. На свой страх и риск я переехала в Алматы и устроилась в самую обычную студию, которая выпускала радио- и телевизионные проекты. Я была ведущей, не являясь при этом журналистом. Тогда телеканал Казахстан считался аутсайдером по сравнению с другими каналами – Хабар, 31-ый, Гала ТВ, Тотем.
— Почему вы не рискнули пойти на ведущие телеканалы?
— Потому что не владела ремеслом, не была профессиональным журналистом и адекватно себя оценивала. Понимала, что мне еще есть чему учиться. Я была ведущей программ, и на практике выяснилось, что у меня хорошая память.
На тот момент МТРК «Мир» объявил конкурс ведущих, и мой режиссер отправила меня туда. На конкурсе я была «котом в мешке», никто меня не знал и нигде не видел. Но взяли именно меня, до сих пор не знаю почему. Тогда моя жизнь круто изменилась буквально за месяц. Когда я уже прилетела в Москву, мне установили большую зарплату, что для меня было немыслимым везеньем. Помню, как я летела в самолете и осознала, на что я подписалась. Мне хотелось развернуться обратно домой. Было страшно, до меня дошла вся ответственность того, о чем я сначала грезила. Первые мои эфиры – это что-то жуткое, я не могла их смотреть. Но смотреть нужно было, после каждого прямого эфира мы разбирали программу. В моменты, когда тебе нужно делать сюжеты, а ты не понимаешь как, включаются все твои ресурсы, приходилось быть настолько собранной и сконцентрированной. В прямом эфире понимаешь, что у тебя только один шанс, нет возможности задать вопрос еще раз или перезаписать. До этого я работала в записи, также большое значение имеет отсутствие опыта сцены.
В Москве я проработала два года, это была мощная закалка и мощный психологический тренинг, когда ты учишься справляться со своими эмоциями и страхами, мобилизоваться и все время быть в тонусе. Учишься искусству интересного диалога.
Когда мне было 37 лет, я поступила в Академию искусств имени Жургенова на режиссуру, это было моей мечтой еще со студенческих времен. У меня уже был опыт, я понимала, что такое монтаж, что все это в совокупности очень хорошо ложится в идею кино, когда ты можешь собрать все свои навыки и умения.
— Жаннар, удивительно, что имея такой бэкграунд, больше творческий, вы вдруг в какой-то момент решили основать компанию по выпуску текстильной продукции. Как вы к этому пришли?
— Вся атмосфера моего детства прошла среди тканей. Обе бабушки шили, и мы с сестрой, можно сказать, ходили в эксклюзивной одежде. Это наложило определенный отпечаток, это мое личное пристрастие. Любовь к рукодельным вещам была неосознанной. Я все время ищу неизвестных дизайнеров, которые шьют интересные вещи по доступной цене.
Изначально у меня не было цели создавать бренд, я относилась к этому как к проекту. Это была игра, в которую всегда интересно играть. А еще это любовь к корням. Атмосфера детства, по которой ты скучаешь. Делаю это из собственной потребности.
Началось всё с того, что я заказала себе домой чехол изо льна и пригласила швею. Принты были интересные, на них было написано I love Paris, London. И я предложила пришить кураки, получилось очень креативно. Затем она сшила подушку. В один прекрасный момент меня осенило, что это может стать хорошим продуктом, под названием «Kurak Korpe». Секрет успеха в том, что в названии заложена концепция. И мне легко как создателю двигаться, и потенциальным покупателям легче, потому что они знают, чего от нас ожидать.
Гораздо интереснее делать то, что уже существует издревле. Когда женщинами двигало желание не выбрасывать старые вещи, перешивать и делать что-то новое, а потом включалась фантазия, во все это стало закладываться сакральное значение.
Если говорить о научной стороне этого направления, то сакральное значение придавалось каждому цвету. Конечно, мы сейчас не вдаемся в такие подробности. Мы стараемся, чтобы это были современные экологичные ткани, чтобы увеличивалось количество произведенных вещей, но не страдало качество.
Но основная моя работа в Air Astana, где я работаю уже 13 лет и несу огромную ответственность. Все остальное – мое хобби.
— От идеи до реализации большой путь. Как вы собирали команду, изучали ли вы рынок, писали ли бизнес-план?
— Я работаю над контентом в журнале «Tengri», который рассказывает иностранцу о нашем менталитете, культуре, традициях, о чем мы думаем и что нас волнует. В процессе подготовки материала я знакомлюсь с художниками, изучаю ремесленников, хожу на выставки. И подсознательно я вбирала в себя всю эту информацию. Я увидела, что ремесленники не имею возможностей развиваться, что их количество, к сожалению, ограничено, что производство остается на одном уровне.
Мы же подняли волну, после нас многие поверили в себя, рукодельницы стали повышать свой профессиональный уровень. Есть те, кто сильнее нас, и я этому рада. Нужно избавляться от стеснения своих же традиций, закомплексованности, они существовали еще со времен нашего советского прошлого.
Самое главное – любить то, что ты делаешь, тогда у тебя никогда не пропадет к этому интерес. А сложности всегда возникают. Очень важный момент, когда ты чем-либо занимаешься: не «должна», а «хочу». Жизнь не стоит на месте, нужно вводить новые услуги и что-то предпринимать. Если ты чуть-чуть отстанешь, теряешь нить и потом говоришь «я не смогу».
Я сторонник такого менеджмента, когда ты набираешь в команду сильных людей, экспертов. Они могут не разбираться в графике на компьютере, но могут нарисовать орнаменты на холсте. А программам всегда можно обучить.
Наша команда состоит из сильных людей, которые верят в нас. По такому же принципу у меня собрана команда в журнале Tengri. Нас пять человек, и 12 лет мы делаем журнал, который приносит огромную прибыль, отсюда у меня менеджерский опыт.
В команде «Kurak Korpe» три менеджера, включая меня, и порядка 15 швей, из которых два конструктора-раскройщика. Также привлекаем швей, которые работают дома. Самое главное в любом бизнесе – это команда.
— Вы искали инвесторов, допускали ли мысль, что может не получиться?
— Я готова была брать на себя все риски. Без этого никак. Набирая команду профессионалов, которые в тебя верят, ты всегда должен быть гарантом для них. У меня не было даже тысячи долларов, все делалось на мою зарплату. Благо, что идея сама себя начала оправдывать с первого дня. Когда идея жизнеспособна, нет необходимости брать кредиты или займы.
Мы зарегистрировали аккаунт в Инстаграм. Я выделила 500 долларов на приобретение швейной машинки, вначале полупрофессиональной. Сшили корпе, подушку, и начали выкладывать в социальную сеть. Далее уже последовалареакция людей. Тогда я продавать не умела, было стыдно что-ли, и это нормально. Сейчас я этому научилась и продаю с удовольствием.
Первые вложенные 500 долларов вернулись к нам за неделю. Мы стали получать заказы. Сначала у нас даже места, где продавать, не было. Это все происходило у меня дома. Через полгода мы арендовали магазин, купили кассовый аппарат и все еще не могли поверить в происходящее. Тут же появились первые конкуренты, которые начали нас копировать, а это очень здорово заводит. Именно тогда мы стали изготавливать свои принты. Нашей фишкой был принт со словами «жаным», «айналайын». Мы нашли в Китае фабрику, которая печатает маленькими тиражами на льне, так как заказы в Турции принимали от тысячи метров. Вначале для нас даже пятьдесят метров было очень много и дорого. Мы зарегистрировали товарный знак и начали нанимать художников.
Все деньги, которые мы зарабатывали, вкладывали в развитие. Позже арендовали цех, закупили профессиональное оборудование. У нас еженедельная оплата труда по количеству сшитого за неделю. Нам так легче, и швеям это нравится, это их мотивирует.
— Как вы ищете партнеров?
— Нашему проекту четыре года. Однако первое наше участие в модном показе состоялось осенью 2017 года. Три с половиной года мы нигде не участвовали, потому что я прекрасно понимала, что мы не дизайнеры. Мы критичны к себе и считаем, что не достигли такого уровня, чтобы конкурировать на этом поприще. Наш бренд не стремится делать высокую моду. Мы — для жизни, для людей, которые это ценят.
Что сработало в этом году? Нас снова пригласили на участие в неделе моды и мы решили согласиться, чтобы проверить себя. Мы прошли проверку — наша аудитория была в восторге. Это хороший бизнес-инструмент, который нельзя упускать. Всегда нужно быть бдительным, чтобы не потерять систему координат, в которой ты находишься. Обратного пути уже нет. Это уже не прихоть, это твоя серьезная работа. Мы должны быть современными и принимать условия игры.
Потом нас пригласили в Чехию, а это уже признание национального бренда. Всегда нужно включать интуицию, по душе это или нет, если я хочу в этом участвовать, то почему и что мне это даст. Мы прекрасно осознаем, что нужно удивлять. Люди покупают не продукт, они покупают эмоции. Человек должен себя чувствовать уникальным благодаря этой вещи, он излучает радость и счастье. Без этого не будет развития.
У нас был совместный проект с производителем обуви ECCO. Мы организовали интересное партнерство: на большой лужайке сделали инсталляцию, поставили манекен с нашей одеждой и обувью, разложили корпешки и пригласили людей. Сопровождалось все фуршетом и приветственными речами, съемками и приглашением звезд.
— Жаннар, как вы распределяете время между проектами?
— Всегда приходится чем-то жертвовать, но не основной работой. Практически каждый день после 17.00 еду в «Kurak Korpe», где у меня начинается новый рабочий день. Я должна быть двигателем и мотором. Первый год я жила без выходных, это были барахолки, уставшие ноги. Училась говорить кому-то нет, расставлять приоритеты. То же самое – кино. На тот момент «Kurak Korpe» был на рельсах, и мое участие в нем сократилось втрое. В прошлом году снимали кино во время моего отпуска в Air Astana. Когда отпуск закончился, я ездила вечерами на монтаж.
— В чем заключается основная цель вашего бренда, что вас мотивирует?
— Во-первых, это ответственность перед людьми, которые уже в этой игре. Во-вторых, это ответственность перед нашей аудиторией, которые благодарны нам за то, что мы актуализировали национальные не особо используемые вещи. В-третьих, возрождение традиций, это наш девиз. Это заложено в нашей стратегии, мы к этому идем. Чтобы человек носил чапан, не чувствовал себя нелепо и не думал, что вышел с площадки «Казахфильма». Например, в Индии абсолютно все комфортно себя чувствуют в сари. В Японии миксуют джинсы и кимоно, и это очень красиво. И это одна из наших сверхзадач.
Сейчас наш оборот не очень большой, чистая прибыль маленькая, так как мы вкладываем в развитие. Однако полностью ограничивать себя тоже нельзя. Мы купили для работы машину, куплена квартира. Мы не отказываем себе в путешествиях. Это невозвратные средства. Путешествуя, мы получаем знания и вдохновение.
Следующая цель – иметь свой собственный магазин, свой concept store, так как мы все еще арендуем помещение.
Мы сейчас представлены в пяти городах Казахстана – Астана, Актау, Атырау, Усть-Каменогорск и Алматы. Совсем недавно отправили наши изделия в Санкт-Петербург для казахских диаспор. Сейчас проектом заинтересованы этнические казахи из Стамбула и Германии. Поэтому мы хотим разработать франчайзинг, изучаем, что это такое и как это сделать оптимально и недорого.
— Пример многих успешных брендов говорит о том, что изначально целью бизнеса была больше реализация идеи, чем сверхприбыль. Так было и с «Kurak Korpe»?
— Абсолютно верно. Даже если сейчас я буду одержима идеей заработать миллион долларов, я его не заработаю. Я изменила отношение к деньгам. Это энергия, которая должна течь, которая должна работать. Для того чтобы наполнить стакан, сначала его нужно опустошить. Мы живем за счет творческих ресурсов, и это интересный путь. Слишком рисковать мы тоже боимся и поэтому по-прежнему не берем кредиты на развитие. Наш проект идет не торопясь, и мы получаем от этого удовольствие. Обратного пути не будет. Все, что нужно – это только жить, быть креативными, и воплощать свои мечты в реальность.