Маркетологи поделились своим мнением о влиянии пандемии на бизнес в мире
В условиях физической невозможности продать свои товары и услуги спрос на продвижение, безусловно, снижается. Журналисты издания prdrive.kz попросили экспертов в области маркетинга рассказать, как текущий кризис отразился на рынке маркетинговых услуг, как с этим могут справиться компании и что делать бизнесу?
Станислав Аппазов, генеральный директор Appazov Branding Agency
Нынешний кризис затронул практически все отрасли экономики и слои населения, что, несомненно, отразилось на бизнесе маркетинговых компаний, в частности, брендинговых агентств. Часть клиентов перешла в режим «выжидания» и экономии расходов на развитие.
Тем не менее, есть и доля клиентов, которые пытаются использовать это время затишья для того, чтобы пересмотреть приоритеты, восполнить пробелы в части маркетинга, дизайна, стратегии, заняться обучением, завершить работы, на которые в обычное время не хватает времени. К счастью, наш бизнес позволяет выполнять заказы практически полностью удаленно без потери качества, поэтому мы еще на плаву.
Я думаю, в это время важно поддерживать коммуникации с клиентами, показывать свое участие и готовность помочь, поддерживать сплоченность команды, протестировать возможности и технологии удаленной работы, наращивать компетенции.
Кризис повлияет не только на бизнес. Изменится и сам потребитель, его ценности, приоритеты, возможно, образ жизни. Поэтому компаниям нужно будет задуматься о своих ценностях, миссии и языке, на котором они говорят со своей аудиторией.
В кризис выживают всегда сильные бренды с преданными покупателями и уникальной ценностью. Брендинг, который позволяет выстроить крепкую эмоциональную связь с потребителями, будет по-прежнему пользоваться спросом и в новых, посткризисных реалиях.
Альбина Бунеску, основатель маркетинг сообщества Astana Marketing Club
Введенные чрезвычайные меры негативно отразились на сфере маркетинговых услуг. Некоторые рекламные контракты были приостановлены, те, что были на стадии подписания, зависли на неопределенный срок. Однако есть рекламодатели, которые именно в кризис усилили размещение рекламы.
Сейчас у маркетологов, коммуникационных агентств и владельцев бизнеса одна задача – как адаптироваться к нынешней ситуации. Если ваш бизнес позволяет выход в онлайн – используйте эту нишу, если у вас уже есть онлайн сервисы – необходимо усовершенствовать услугу, подумать над коммуникационным сообщением, чтобы оно было актуально для текущей обстановки. Например, магазины товаров могут продавать онлайн, рестораны – создать карантинное меню с бесконтактной доставкой, фитнес центры – устраивать тренировки по прямой трансляции, консалтинговые услуги можно перевести в онлайн режим, проводить вебинары, марафоны, консультации, интервью с экспертами.
Рекламные агентства могут разработать антикризисный медиа план/пакет услуг для рекламодателей и помочь выстроить онлайн продажи. Нужно использовать время карантина с пользой: обновить дизайн, вижуалы, рекламные баннеры, презентации, коммерческие предложения, подумать над новым продуктом/услугой – «что еще вы можете сейчас предложить?».
Кризис – это возможность пересмотреть бизнес процессы, услышать нужды и желания целевой аудитории (клиентов, покупателей), адаптироваться и предложить новое решение.
Сергей Недобор, учредитель Nomad Marketing
По моим наблюдениям, в сфере интернет-маркетинга ситуация не катастрофическая, однако наш бизнес ощущает просадку в доходах из-за кризиса. У нас около 15 активных проектов из совершенно разных сфер экономики, то есть наш бизнес “диверсифицирован”. Тем не менее, даже несмотря на разноплановость клиентуры, доходы снижаются, увеличивается дебиторская задолженность, у некоторых компаний нет денег для погашения задолженности, некоторые не могут провести платежи из-за паузы в работе банков.
При этом современный кризис не похож на остальные, так как в 2008 и 2015 годах экономический кризис способствовал повышению спроса на маркетинговые услуги, в особенности – на интернет-маркетинг. Компании искали новые способы увеличить клиентскую базу, при этом не готовы были тратить деньги без понимания эффективности потраченных средств. Мой бизнес связан с предоставлением комплекса услуг по маркетингу с расчетом стоимости полученных результатов, а именно – количества заявок, стоимости заявки, стоимости продажи и ряда других важных для бизнеса метрик. Если ранее компании в кризисное время охотно инвестировали в интернет-маркетинг, то в этот раз ситуация совсем иная.
Ввиду невозможности продажи 80% производимых товаров и услуг, компаниям из этих сфер деятельности практически нет смысла вкладываться в рекламу и искать новых клиентов. То есть природа современного кризиса – это не спад спроса, а искусственное ограничение предложения, вызванное современными реалиями. Именно изоляция вынудила сократить предложение со стороны большинства компаний, что, в свою очередь, повлияло на сокращения персонала, приостановку работы или закрытие некоторых компаний.
Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Компании, которые заботились о своем будущем и сформировали определенную подушку безопасности, сейчас вкладываются в будущий рост. Кто-то «разморозил» проект по созданию интернет-магазина ввиду сильно сократившихся офлайн-продаж, кто-то разрабатывает полезные информационные курсы, кто-то создает новые продукты, направленные на сегмент доставки. Сильные компании становятся только сильнее за счет продуманного менеджмента и наличия «визионеров», готовых сделать ставку на то, что понравится людям после кризиса. Я рад, что у нашей компании большая часть клиентов – это именно такие сильные компании, с видением, сформированным на несколько кварталов вперед, готовые к трансформациям и к активной конкуренции как в периоды роста, так и на спаде рынка.
Что касается наших сотрудников, мы никому не снижаем зарплаты, перевели всех на дистанционный режим работы, выполняем в полном объеме обязательства по аренде офиса. По сути, популярную ныне удаленку мы внедрили больше года назад, так как у нашей компании плавающий график работы, сотрудники получают задачи и формируют отчеты в системе таск-менеджмента flowlu, а личные встречи всей командой проводятся 2-3 раза в месяц для обсуждения текущих проектов или проведения брейнстормов.
Считаю, что после кризиса мы гораздо больше привыкнем к онлайн-покупкам, безналичная оплата станет нормой для еще большего количества людей. В выигрыше окажутся те компании, которые обладают наибольшей гибкостью, открытостью к технологиям, чьи сотрудники «горят» работой, а не просто протирают штаны с 9 до 18 часов. Именно такие компании первыми внедряют новые инструменты, именно они действительно двигают страну в новую реальность, зачастую опережая большие компании в темпах и качестве работы.
Желаю читателям ресурса использовать время с пользой для личного и корпоративного развития и ни в коем случае не унывать, ведь именно вы можете внести свой вклад в то, какой будет эта страна завтра!