Предприниматель рассказала о своем 18-летнем пути в бизнесе и о том, что помогает ей преодолевать трудности
Предприниматель Сания Ирсалиева поделилась историей о переезде в незнакомый город, открытии незнакомого бизнеса и неуемном желании развиваться. Имея 18-летний успешный опыт и серьезные профессиональные наработки в полиграфической отрасли, она продолжает пробовать новое и оттачивает свои навыки мастерства в трансформационной обучающей программе для женщин-предпринимателей Umay Boost.
Новый город – новые идеи
Город Алматы. 2001-й год. Налаженный бизнес, наработанная клиентская база, дружный коллектив, друзья, благоустроенный быт, прекрасные семейные праздники в кругу дорогих родных…
В октябре супруг говорит о том, что организация, которую он возглавляет, передислоцируется в новую столицу. Для нас встает вопрос: переезжаем в новый город или остаемся жить в привычных комфортных условиях?
Но я ни на минуту не сомневалась, что будущее нашей семьи будет связано с новой столицей. И мы приняли решение – переезжаем! Новый город, новые идеи, новые возможности. Было огромное желание сделать что-то особенное для нашей новой столицы и ее жителей.
Мне всегда нравилось создавать что-то необычное, креативное и вдохновляющее людей. Мир дизайна для меня был миром магии и волшебства. Я решила заняться новым для меня бизнесом – полиграфией. Так, в 2002 году была основана полиграфия «Центр Элит».
Режим масштабирования
Все начиналось с 12 кв. м. арендованной комнаты и трех сотрудников. Для старта я использовала собственные накопления от предыдущих бизнесов, на которые было куплено первичное оборудование.
Уже через полгода я приобрела в кредит офисное помещение площадью 60 кв. м. на оживленной центральной улице столицы.
Это был мой первый в жизни кредит. Пришлось заложить квартиру, в которой мы жили. Я два месяца не могла спать: проснусь, сердце стучит и мысли в голове: «А вдруг не рассчитаюсь?».
В таких ситуациях человек мобилизуется и работает с удвоенной энергией. Уже через полтора года я полностью расплатилась за кредит.
Бизнес развивался, приобреталось необходимое новое оборудование – ведь в полиграфии много этапов производства, и для его развития надо постоянно совершенствоваться. Количество сотрудников увеличивалось, и данного офиса было уже недостаточно. В 2004 году мы покупаем второе офисное помещение.
Компания развивалась, как в плане оснащенности современным оборудованием, так и в плане профессионализма и опыта.
В 2006 году для удобства наших клиентов мы купили офис на левом берегу нашей столицы, рядом с Домом министерств, так как у нас обслуживается много государственных структур и организаций. Но было желание иметь отдельно стоящее здание для полиграфического производства. И в 2012 году мечта сбылась!
Сейчас мы работаем в двух современных офисах общей площадью 1 000 кв. м. и штатом около 50 человек, имеем более 80 видов самого современного оборудования. Ассортимент нашей продукции насчитывает более 5 000 наименований – от самых простых визиток до эксклюзивных книг и наружной рекламы.
Заказ для Папы Римского
Сегодня я понимаю, что мне удалось создать команду моей мечты, в которой люди работают с большим удовольствием, ориентируясь на высокий результат. И это не красивые слова, это залог того успеха, который позволяет нам создавать, не побоюсь этого слова, шедевры полиграфического искусства.
Бывает, зайдет к нам человек и думает над заказом. По всему видно, что он хочет нечто особенное. И когда я вижу, как к процессу подключаются наши волшебницы-менеджеры, художники-дизайнеры, как стараются помочь клиенту прочувствовать эфемерную картину, понять и донести идею, то получаю фантастическое удовольствие от этого яркого мига творчества, полета фантазии, рождения замысла!
Мы делаем очень много интересных работ: эксклюзивные книги в подарочных коробках, авторские ежедневники, каталоги для выставок, различную имиджевую продукцию, индивидуальные портреты, картины в багете и пр.
Однажды произошел знаковый для нас момент. Надо было изготовить подарочную упаковку для эксклюзивной модели казахского музыкального инструмента – кобыз.
Мы выполнили заказ, футляр получился впечатляющим! Через несколько дней заказчица рассказала нам, что кобыз в нашей подарочной упаковке был подарен Папе Римскому и отправлен в Ватикан! Этот момент мы смотрели по телеканалу «Хабар» и испытывали особую гордость за свою работу!
Карантинная пауза, как точка роста
Кризис, конечно, сказался на нас, как и на большинстве предприятий. Чрезвычайная ситуация практически на два месяца остановила производство. Полиграфия предполагает работу на оборудовании в цехах, и нам невозможно было полностью перевести работу на дистанционный формат.
Конечно, все, что возможно сделать онлайн – мы сделали. Еще до карантина около 40% заказов мы принимали дистанционно. Ситуация с пандемией активизировала эти процессы. Сейчас мы готовы полностью осуществлять прием заказов онлайн, доставляя готовую продукцию заказчику.
Но, как и все, мы понесли убытки, связанные с внешними факторами, на которые не можем повлиять: сокращение количества заказов из-за приостановления работы значительной части наших клиентов; изменение обменного курса, который привел к сильному удорожанию расходных материалов и продукции. Однако ни один человек не был уволен.
Для сохранения бизнеса у нас есть определенные преимущества – нет необходимости арендовать помещения, так как они в нашей собственности, отсутствие кредитов и наличие обширной клиентской базы.
Образовавшуюся паузу мы активно использовали для проведения онлайн-планерок, где обсуждали, как будем адаптироваться под новые вызовы времени. Проводили мозговые штурмы с командой, решали, как улучшить производительность, совершенствуя процессы производства, генерировали идеи, продумывали пути диверсификации бизнеса. В результате появилось несколько трансформационных идей, которые мы уже внедряем.
Мы пережили немало кризисов, и опыт говорит о том, что надо всегда сохранять оптимизм, демонстрировать свою результативность, поддержку, доброту, заботу, лидерские качества. И тогда мы выйдем из кризиса более крепкими и сильными!
18 лет творчества и качества
Моя команда – это главное богатство компании. «Центр Элит» – не просто полиграфия. Это семья!
Помимо стандартных процессов, прописанных во многих изданиях по бизнесу, которым я стараюсь следовать, есть один очень важный аспект – это эмпатия, доброе и позитивное отношение к коллегам, клиентам и партнерам. Постоянное саморазвитие, изучение современных трендов и новых технологических решений – неотъемлемая часть работы и стиля моей жизни. Но самое главное – это любовь к своему делу!
В этом году нашей полиграфии исполнится 18 лет. Лучшее качество, кратчайшие сроки и доступные цены – главные принципы нашей работы. Мы выполнили сотни тысяч заказов, получили множество благодарственных писем, почетных наград и медалей. Это достойная оценка труда всего нашего коллектива. Сегодня для нас нет ничего невозможного. Мы можем сделать все!
Диверсификация бизнеса
Еще два года назад, обсуждая нестабильность рынка, я задумалась о диверсификации бизнеса. В октябре 2018 года в самом крупном ТРЦ нашей столицы «MEGA Silk Way» вместе со своими дочерями, при поддержке европейских партнеров, мы открыли кофе-шоп «Tchibo». Он стал первым в СНГ и Центральной Азии. В августе 2019 года мы открыли наш второй кофе-магазин «Tchibo» в ТРЦ «MEGA Almaty».
Это новый концепт семейного отдыха, сочетающий в себе кофейню, магазин одежды и товаров для дома. Вся продукция поставляется из Германии.
Бренд «Tchibo» уже 70 лет радует клиентов хорошим качеством за хорошую цену. И мы рады быть причастными к развитию «Tchibo» в Казахстане.
В карантин этот бизнес показал несколько иную ситуацию. Кофе и кофемашины оказались очень востребованы, мы приняли много заказов по доставке. Это говорит о том, что культура потребления кофе прочно вошла в жизнь казахстанцев.
Сидя дома, люди наслаждаются ароматным кофе. Но Tchibo – это не только кофе, это и товары для дома, а также одежда высокого качества, изготовленная из органического хлопка. В условиях карантина эти товары также оказались очень популярны.
Обучение, как стиль жизни
Имея два высших образования, не связанных с моим бизнесом, я прошла много тренингов и обучающих семинаров, в том числе и организованные нашим государством. Благодаря программе «Дорожная карта бизнеса» многие предприниматели получили прекрасные знания о ведении проектов, в том числе и я. Это обучение отлично помогло мне в продвижении.
Я постоянно продолжаю учиться и в настоящее время получаю знания в программе Umay Boost. Это особенная программа. Чувствуется, что организаторы вкладывают свои уникальные знания и душу.
У них есть дар находить, общаться, объединять и привлекать в этот проект мега крутых бизнес-экспертов, которые делятся с нами своими ценными знаниями и опытом, чтобы мы через личную трансформацию прокачали свои профессиональные навыки, были готовы к изменениям в обществе и покоряли новые вершины.
Здесь мы получаем не только полезные знания и навыки по стандартизации и повышению эффективности разных аспектов бизнеса, но и развиваем позитивный дух предпринимательства, повышаем свои лидерские качества.
Я очень благодарна организаторам программы Umay Boost: продюсеру проекта Мерей Мустафиной, соорганизатору Махаббат Садвакасовой, менеджеру проекта Толкын Наурызбаевой за возможность получать вдохновение, генерировать новые идеи, бизнес-решения, общаться с прекрасными людьми во время нашего обучения.
Я также хотела бы поблагодарить компанию Шеврон за поддержку проекта UMAY Boost в рамках социальной ответственности бизнеса.
Umay Boost – трансформационная обучающая программа для женщин-предпринимателей, направленная на повышение уровня бизнес-знаний, навыков и видения.
Проект организован нетворкинг-бюро Pipl и частным фондом MamaSpace, реализуется в Казахстане при поддержке компании Шеврон и носит социальный характер.