Kolesa Group провели новое исследование среди казахстанских студентов, заинтересованных в IT — выявили мотивацию при выборе работодателя в 2024 году
Цель исследования — выяснить портрет студентов, заинтересованных в IТ, мотивацию при выборе работодателя и узнать площадки, через которые компаниям лучше взаимодействовать с ними. Kolesa Group уже проводили такое исследование в прошлом году, но в 2024 актуализировали данные и расширили выборку респондентов.
Всего опрос прошли 1008 студентов по всему Казахстану. Средний возраст респондента — 21 год.
Преимущественно опрос прошли студенты 3-4 курсов из около 80 университетов и колледжей по всей стране. Старшие курсы — самая вовлечённая, заинтересованная аудитория.
Кристина Абдраимова, руководитель отдела обучения и развития Kolesa Group:
Топ-5 вузов и колледжей, студенты которых приняли участие в опросе:
Что и почему интересует студентов
Kolesa Group выделили топ-5 интересующих сфер в IТ для студентов:
Остальные 5% студентов (Other) хотят развиваться в сферах: SMM, computer graphics, IT-рекрутинг и HR, 1C-разработка fullstack-разработка, hardware engineering.
Причём доля «неопределившихся» выросла по сравнению с прошлым годом — 15%. В 2023 году этот показатель равнялся 8,8%. Но всё равно в последние годы студенты стали осознаннее: в исследовании 2022 года ответ «Ещё не определился» дали 23% респондентов.
Когда студенты начинают работать
На момент исследования, у 356 опрошенных (41%) уже был за плечами опыт работы в IТ. 50% опрошенных начали работать на 2-3 курсах.
Студенты с опытом в IT обучаются на следующих направлениях:
Как студенты готовятся к работе в IТДля самообразования студенты используют следующие ресурсы:
Примечательно, что роль YouTube и pet-проектов для студентов в 2024 году сильно выросла. Для сравнения аналогичные показатели из исследования 2023 года: Youtube — 35%, pet-проекты — 4%.Источники информации о вакансиях/стажировках:
У студентов, вне зависимости от наличия или отсутствия опыта, есть две общие «черты»:
- большинство узнают о вакансиях на hh.kz, Telegram и LinkedIn.
- доля LinkedIn при поиске работы выросла в несколько раз по сравнению с 2023 годом.
Основные критерии выбора работодателя в 2024 году (мультивыбор):
В то время, как в 2023 году в топ-5 факторов выбора потенциального работодателя входили:
Главные выводы исследования:
1. В топе факторов выбора работодателя в исследованиях 2022 и 2023 годов заработная плата была на 3 месте, в этом году у студентов она вышла на первое место. Карьерный рост и возможность обучения всё ещё входят в топ-3 при выборе места работы.
2. Большинство студентов, имеющие опыт работы в IT, учатся на 2-3 курсе.
3. Для самообразования студенты в 2024 году используют YouTube (66%), курсы (53%) и реализацию pet-проектов (49%).
Эпохи уходят, а новые приходят, но ценные наставления Абая Кунанбаева остаются с нами как живая и актуальная истина, считают в Kazakhtelecom Business
Согласно опросу, более 70% предпринимательниц вдохновляются локальными ролевыми моделями, а не глобальными личностями.
Господдержка направлена на сельхозпроизводителей, пострадавших из-за неблагоприятных погодных условий в текущем году.