Владелец компании Mladex – о своем пути к бизнесу, продуктах и секретах успеха
Как из наемного сотрудника превратиться сначала в топ-менеджера компании, а потом в совладельца? Как без опыта в бизнесе и продажах заниматься и первым, и вторым, и добиться в этом успеха? Как разработать инновационный продукт и создать новую сферу IT-технологий для фармацевтического рынка Казахстана? Почти невероятная история труда, профессионализма и веры.
Бизнес, не укладывающийся в одно слово
Когда я рассказываю о своем бизнесе, мои друзья и знакомые не всегда понимают, чем же на самом деле я занимаюсь. И я не могу объяснить им это одним словом. Обобщенно мою сферу деятельности можно назвать информационно-аналитическими услугами и созданием IT-систем для фармацевтического рынка.
На сегодняшний день в группу компаний Mladex входят три предприятия. Первое – это специализированное издание «Казахстанский Фармацевтический Вестник», который в этом году празднует свое 25-летие. Издание – ровесник фармацевтического рынка Казахстана, и когда я листаю подшивку, я вижу перед собой не просто материал, а настоящую историю. Я понимаю, что эти 24 номера в год и раньше, и сейчас являются для наших читателей ориентиром.
Вторая компания – настоящая интеллектуальная жемчужина бизнеса. Уже более 15 лет мы занимаемся мониторингом фармацевтического рынка. Каждый месяц мы консолидируем данные о том, что закупается и продается в аптеках по всей стране, а это – сотни тысяч строк информации. Наши системы дают возможность осуществлять глубинную аналитику по каждому препарату в его конкурентом окружении, принимая оперативные решения на основе актуальных цифр.
Третья компания занимается разработкой IT-систем для игроков фармацевтического рынка. По сути, родилась она из вспомогательного продукта для сбора аналитической информации. В 2011 году у меня возникла идея создания платформы для онлайн-заказов аптек.
Революционность идеи заключалась в том, что система интегрировалась со складами дистрибьюторов и позволяла сразу формировать заявку. Это сейчас такой подход кажется простым и элементарным, но тогда нам пришлось менять устоявшуюся привычку делать заказы по телефону, работая с бумажными прайсами.
Мы столкнулись с элементарным отсутствием компьютеров в аптеках. Это был не самый простой путь. Мы формировали новую культуру потребления. Сейчас система заказов переросла в площадку, через которую мы проводим вебинары, а также информируем аптеки обо всех изменениях на рынке. Из этого продукта родилось целое IT-направление.
Из найма в собственники
Мой путь в данном бизнесе начался с найма. Это был 2004 год. Мне исполнилось уже 30 лет. За спиной был совсем небольшой опыт работы, а также опыт в бизнесе, связанный с продажами совершенно разных вещей: от чугунных ванн до алкоголя. Тогда же я начала получать второе образование в области маркетинга.
Я имела невероятное желание работать маркетологом, и моя мечта сбылась. Я попала в отдел маркетинга оптово-розничной фармацевтической компании. Моя накопленная энергия вылилась в несколько успешных проектов, где я с удовольствием изучала особенности фармацевтического бизнеса.
Для меня стало полной неожиданностью, когда в один прекрасный день владельцы компании вызвали меня, предложив создать и возглавить компанию по предоставлению аналитических услуг. Я согласилась.
Тогда было совсем непонятно, какой бизнес-модели следовать, каким должен получиться конечный продукт, и как на нем зарабатывать. Все это приходилось придумывать на ходу. Мне очень повезло с шефами, я многому у них научилась. Но самое главное, они дали мне полную свободу действий – я сама принимала все решения.
Я была наполнена творческим вдохновением, дарившим уверенность в том, что все получится. Многие относились к нашей затее со скепсисом. Но вместе с командой, которая тоже верила в успех, мы создавали то, что многим казалось невозможным.
Конечно, за годы работы было много событий и новых проектов, но я никогда не забуду подписание первого контракта, где я одновременно танцевала и плакала, первую презентацию нового продукта перед клиентами, когда мне казалось, что я сейчас просто скончаюсь от ужаса перед аудиторией.
Сегодня, когда вся информация поступает автоматически через интеграцию в электронном виде, и сотни тысяч строк обрабатываются системой всего за несколько часов, все это вспоминается как что-то нереально далекое.
Знаете, в то время у меня не было ощущения, что это не мой бизнес. Я не делила обязанности на свои и на те, за которые мне не платят. Я просто болела этим делом, кайфовала от побед, переживала, когда что-то не получалось. И вскоре я стала совладельцем бизнеса, начав всего с 1%.
Для меня это стало признанием моего успеха. По мере роста компании росла и моя доля в бизнесе. И в 2014 году я выкупила оставшуюся часть компании, став ее полноправным владельцем. Компания переживала не самые лучшие времена, но унывать было некогда. За мной стояли люди, и мы создали новый продукт, который просто взорвал рынок.
Прорывной продукт
Когда меня спрашивают о наших конкурентных преимуществах, я всегда с гордостью говорю, что мы отечественная компания, а затем обращаю внимание на наш слоган: «Сложные вещи мы делаем сразу, а невозможные чуть дольше». Это не просто слоган компании, это мой жизненный девиз, как бы пафосно это не звучало. Я люблю сложные задачи и вызовы. Когда все стабильно и гладко, мне становится скучно, и я начинаю искать новые проекты.
Одним из таких направлений стала разработка системы бизнес-аналитики с целью оцифровки внутренних бизнес-процессов для компаний в других секторах экономики. Сейчас для нас при возросшей нагрузке количества запросов от фармацевтических компаний это стало настоящим испытанием на прочность, но, как говорим мы, нет ничего невозможного.
Ситуация, которая сложилась в данный момент на рынке, конечно, затронула и наш бизнес, но в лучшую сторону. Конечно, фармацевтический рынок менее всего пострадал из-за пандемии, ведь март и июнь показали рекордные продажи. Но в апреле и мае мы наблюдали значительное снижение объемов продаж. И мы понимаем, что снижение покупательской способности населения, в итоге, окажет значительное влияние на рынок.
Когда все отлично в бизнесе, и рынок растет сам по себе, бизнес-аналитика не нужна – достаточно и собственных данных. Но когда рынок становится непредсказуем с практически ежедневными изменениями, владение точной и оперативной информацией становится жизненно необходимым для бизнеса.
Аgile-технологии в деле
При введении режима ЧП, мы в течение недели перевели весь персонал на дистанционный режим с сохранением не только оклада, но и бонусной части.
Очень важным шагом, который принес нам отличные результаты, стал переход на 8-недельную стратегию из Аgile-технологии, которую мы используем в IT-проектах, и на которой основан мой ежедневник. Этот спринт дал нам не только рост в продажах, но и возможность снизить прогнозируемые риски.
Не все было гладко, ведь дистанционная работа делает все процессы более прозрачными, и становится очевидным уровень эффективности каждого сотрудника. За это время мы выявили много узких мест в бизнесе и буквально на ходу занимались совершенствованием всех процессов.
Новые стратегии бизнеса через личную трансформацию
На программу Umay Boost я пришла за собственным прорывом. В определенный момент времени у меня появилось ощущение того, что мне тесно, хочется большего масштаба. И я не знаю лучшего способа быстро сломать рамки, чем обучение в сильном окружении.
Я благодарна организаторам Umay Boost Мерей Мустафиной и Махаббат Садвакасовой за продуманность программы, за возможность через личную трансформацию разрабатывать новую стратегию своего бизнеса.
Главная сила Umay Boost заключается в сообществе потрясающих женщин со всего Казахстана. Мы работаем в разных сферах экономики, у нас разные бизнес-модели и разные продукты. Но мы схожи в одном – мы хотим большего масштаба и готовы работать, меняясь, как личности, развивая бизнес и создавая уникальные проекты. В таком окружении ты понимаешь, что невозможного в мире точно нет!
Наиля Чередниченко, родилась 10 января 1974 г.
Вид бизнеса: информационно-аналитическая деятельность, IT
Семейное положение: замужем, 2 детей – Александр и Младислава
Любимая книга: «Приключения Пелагии» (Борис Акунин)
Любимый фильм: «Заклятие» (Джеймс Ван, Майкл Чавес)
Любимая фраза: Сложные вещи делаем сразу, а невозможные чуть дольше
Umay Boost – трансформационная обучающая программа для женщин-предпринимателей, направленная на повышение уровня бизнес-знаний, навыков и видения.
Проект организован нетворкинг-бюро Pipl и частным фондом MamaSpace, реализуется в Казахстане при поддержке компании Шеврон и носит социальный характер.