Как наc меняет материнство и меняет ли вообще? Многие женщины признаются, что после рождения ребенка у них происходит переосмысление ценностей, у кого-то изменился характер или образ жизни.
Удивительно, но очень часто женщина после рождения ребенка находит свою нишу в профессиональном плане. Так и произошло с нашей героиней – Айданой Батыровой, основателем и директором детского познавательного центра Snapology.
О СЕБЕ
— Айдана, расскажите немного о себе. Как вы пришли в бизнес дошкольного и дополнительного школьного образования?
— По профессии я IT-специалист, окончила КБТУ, после работала в отделе технической поддержки в банке RBS. В моей работе мне не нравилось, что все слишком систематизировано, у каждого человека есть свое узкое направление, четкие должностные обязанности. И когда ты изо дня в день ведешь одну и ту же деятельность, интерес к работе теряется.
Поэтому я довольно скоро сменила место работы и перешла в IT-консалтинг. Руководство компании было очень лояльное, продвинутое. Решила попробовать свои силы в сфере продаж, где я получила большой опыт общения с клиентами. Именно в тот момент я поняла, что мне ближе коммуникация с людьми, нежели программирование.
Затем замужество и рождение первого ребенка. В тот момент мы жили в Уральске, где я полностью посвятила себя семье. Затем переехали в Астану, и я поняла, что хочу дальнейшего профессионального развития.
Консалтинговая компания, в которой я работала ранее, предложила мне работать удаленно, с гибким графиком. Но дело в том, что когда ты дома сидишь с ребенком, работать очень тяжело, особо не сконцентрируешься. Нужна профессиональная среда, по крайней мере, офис.
Неожиданно мне поступило предложение от моего однокурсника запустить филиал школы «Пифагор» в Астане. Я проработала исполнительным директором 3 года с перерывом на второй декрет. Это было очень интересное время. Под моим руководством были учебный блок и в целом функционирование филиала. Я выполняла функции менеджера.
Благодаря «Пифагору» я поняла, что люблю работать с детьми и их родителями, и что сервис – это моя ниша. Возможно, когда-нибудь жизнь приведет меня обратно в сферу IT, это открытый вопрос. Но то, что мне небезразлично образование, особенно на данный момент, это факт.
Я сделала для «Пифагора» много, но в какой-то момент я почувствовала, что мое внутреннее развитие остановилось. В процессе работы стали меняться мои ценности. Работая с детьми, я начала понимать, что, несмотря на высокую академическую успеваемость, у многих из них не хватает коммуникативных, социальных навыков. Где-то дети недостаточно креативны, неспособны мыслить критически, доказывать свою точку зрения, и я задумалась о том, что эти навыки нужно развивать. В этот момент у меня появилось желание запустить центр для развития таких навыков.
Поскольку у меня дети дошкольники, я задумалась именно о дошкольном центре, в новом направлении STEM.. Исходя из этого, идея о приобретении франшизы была логичной.
— Как обычно проходит ваш день?
— Ежедневно я нахожусь в центре. Операционное управление полностью на мне. Я считаю, что первые годы учредитель сам должен быть вовлечен в процессы, чтобы понять рынок, чего родитель хочет. Я обязательно встречаю детей, для меня важно знать, в каком настроении они приходят, что они чувствуют по утрам, приходят ли они довольные. Я противница того, чтобы ребенка силком тащили в центр. Дети все открыты для знаний, а родителям важно развить критическое мышление ребенка.
Мы полностью включаемся в жизнь детей. После занятий я спрашиваю у детей, что они проходили. Если они наперегонки рассказывают, значит, занятия прошли на ура. Если говорят «не знаю», значит надо работать дальше.
Послеобеденное время у нас направлено на развитие и разработку, я занимаюсь стратегическими вопросами. Для нас всегда важно делать выводы, поэтому мы регулярно проводим собрания, делимся опытом друг с другом.
— Айдана, что вам ближе: работа по найму или собственный бизнес?
— Сейчас мне сложно об этом говорить, ведь я совсем недавно пришла в бизнес. Бизнес для меня на данный момент – это работа без выходных.
Работа на кого-то для меня никогда не была каторгой. В первую очередь для меня важны человеческие отношения. Все мои руководители всегда были моими друзьями, работа в любом месте для меня в удовольствие.
— Сейчас многие говорят о work life balance. Вы верите в этот баланс?
-Я не верю в универсальные формулы, но баланс должен быть. У каждой из нас свой секрет, как находить этот баланс. Если есть желание, то ты это сделаешь. У меня есть моя семья, супруг и моя любимая няня — один из моих секретов.
Главное – расставить приоритеты. Для меня все равно семья всегда будет выше, нежели работа или бизнес.
О ЦЕНТРЕ SNAPOLOGY
— В чем особенность Snapology?
— Основная программа основана на концепции STЕM, такое модное и в то же время не всем понятное слово. Ажиотаж вокруг этого направления растет. Родилось это понятие в США. STЕM означает следующее: S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics. Сейчас говорят STEAM, добавилось направление Arts, ведь творческий подход, креативность-это важнейший компонент инноваций, процесса создания.
STEAM- концепция, когда обучение проходит на базе интегрированной учебной программы, а не отдельно по предметам. Это проектный подход, и сейчас он применяется во многих школах, что меня лично очень радует. Дети работают над проектами, и им приходится применять разные навыки, умения и знания:знания математики, науки, умение видеть красиво и красиво оформить проект, красиво написать, а еще уметь применить.
Для маленьких детей STEAM– развитие базового инженерного мышления. Научить ребенка с помощью конструктора создавать что-то, не расстраиваться, когда оно ломается, а пробовать вновь. Инженерия – бесконечные провалы, а в итоге победа или открытие . Бывает, что делаешь одно, а в процессе получается что-то другое. И у детей так, строят жирафа, а построили антилопу, и это здорово, когда они умеют в процессе создания увидеть что-то новое. Это креативное, свободное, критическое мышление.
Мне нравится в Snapology то, что это не только конструирование. Упор делается на развитие навыков. Мы работаем с ребятами в парах, обязательно развивается навык командной работы. Дети справляются нелегко и не сразу, но постепенно у них получается договариваться. Мы стараемся их научить, как можно разделить задачу на подзадачи. Всегда в паре выделяется один лидер, который делегирует задачи. После завершения работы мы обязательно разговариваем с детьми, в результате развиваются их коммуникативные навыки.
Уникальность в том, что мы обучаем через игру, есть даже такое понятие – edutainment (education+entertainment), дети получают положительные эмоции, играют с конструкторами. Мы не заставляем их учиться, и ребята сами не понимают, что в процессе игры они обучаются многому.
Программа разработана с особой чуткостью по отношению к детям. Например, для разного возраста используются разные слова при объяснении одних и тех же вещей.
Мы применили немного другую модель по сравнению с тем, какая она в США, а именно добавили много дополнительных программ, творчество. Кроме актерского мастерства, музыки, хореографии, занятия включают песочную терапию и мир сказок.
Когда дети придумывают сказки, они рассказывают о себе и о том, что у них творится внутри, это помогает нам работать дальше и найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, мы активно работаем над разработкой программ по Науке и Креативному мышлению, логике для дошкольников. Я получаю огромное удовольствие от того, сколькому, по-настоящему полезному, мы можем обучить детей.
STЕAM можно применить везде. Мы предлагаем корпоративные программы для тимбилдингов. На западе компании проводят корпоративные мероприятия с применением конструктора LEGO. Взрослые люди строят и решают проблемы вместе.
— Вы прошли обучение от франшизодателей в Штатах. Расскажите об этом?
— Snapology был основан в 2009 году сестрами Лорой и Лизой. Лора — сильный финансист, математик, в прошлом аудитор. Лиза – человек из сферы медицины. Вместе они пришли к созданию детского образовательного центра, и с 2013 года начали продавать свою программу как франшизу.
Есть очень много STЕM-программ. Snapology понравилась мне тем, что, во-первых, есть advisory board, для меня это было важно. В него входят такие специалисты, как детский психолог, специалист по инженерии, по робототехнике, и др, т. е. специалисты разного направления, которые проверяют эту программу на адаптивность, на то, насколько она эффективна.
Важно отметить, что основатели компании очень много средств вкладывают в развитие своей учебной программы. Обязательным условием при приобретении франшизы является визит в головной офис, нужно посмотреть, как ведется бизнес, операционная деятельность, изучить материалы. Летом мы посетили их тренинги и уже по прибытии начали готовиться к открытию центра в Астане.
— Кто преподает в вашем центре?
— У меня нет педагогического образования, поэтому я не беру на себя ответственность обучать детей. Преподаватели – те люди, с которыми я работаю бок о бок не один год. Творческие занятия ведет практикующий психолог.
Предметы направления STEAM преподают молодые ребята с техническим образованием, выпускники по специальности «Робототехника», «Прикладная математика», те люди, которые обладают специфическими знаниями и могут рассказать детям много интересного. Есть в нашей команде и очень талантливые студенты Назарбаев Университета. Команда в целом очень молодая, для кого-то это плюс, а для кого-то нет. Я всегда обращаю внимание на потенциал, умение работать с детьми и любовь к детям.
Стараюсь, чтобы в Центре действовало правило для детей: «Ты можешь делать все, что тебе хочется, но это что-то не должно мешать деятельности других людей».
— Как вы ведете работу с персоналом, есть устав, инструкция?
— Помимо профессиональной компетенции, для меня очень важна искренность человека. Я должна быть уверена, что этот человек завтра будет искренен со мной, не будет мне врать и мне будет комфортно с ним работать. Я стараюсь отбирать людей больше по ценностям. Есть инструкция для работников. Мы проводим тренинги. На данный момент разрабатываем кодекс корпоративной культуры. Как я веду работу? Повторюсь, ценности работников должны совпадать с моими – это главный критерий. Я стараюсь общаться на равных, при этом субординация должна быть. Мне не важно, человек младше меня, ниже по должности или по статусу. Важны человеческие отношения.
— Центр работает в будни. Есть ли программы выходного дня?
— В выходные дни мы предлагаем программы по направлению STЕАM для детей от 3-х до 14-ти лет. Занятия идут по полтора часа на английском языке, мы переводим на русский, чтобы ребята поняли суть. Интересно то, что терминология на английском языке легче, к тому же источники также в основном на английском языке.
На данный момент мы планируем предложить больше программ для детей младшего школьного возраста. С нового года хотим ввести для них математику с использованием конструкторов.
— Существует стереотип, что IT – для мальчиков. Сталкиваетесь ли вы с таким мнением?
— Это чувствуется. Я не скажу, что у всех, но особенно у мам и девочек старше семи лет.7+.Жаль, что родители не дают возможность девочкам проявить себя, на занятиях они порой бывают успешнее. По природе девочки усидчивее, внимательнее. В нашем же центре больше мальчиков.
О БИЗНЕСЕ
— Считается, что бизнес в сфере образования выгоден и беспроигрышен. Так ли это?
— Я никогда не рассматривала образовательный бизнес как беспроигрышный. На самом деле ты вкладываешь много. Ты вкладываешься в преподавателей, хочешь предоставить им хорошие условия, используем очень дорогие конструкторы. Это не бизнес для денег. Для меня на первом месте было желание создать классный дошкольный центр. Чуть позже мы включили детей и школьного возраста.
— Вы работаете по определенной бизнес-модели?
— У нас есть четкое направление и программа от франшизодателей, но мы имеем полное право добавлять что-то от себя, вести бизнес по-другому. Маркетинг мы ведем сами.
— Вы уже 4 года на рынке образовательных услуг. Поменялось ли что-то за это время в Казахстане?
— Я вижу тенденцию развития проектного подхода. Многие школы его ввели, в том числе НИШ, Мирас, РФМШ и др.
— Что вы используете для продвижения проекта?
— Инструментом продвижения являются социальные сети. Сейчас мы работаем над сайтом. Будем пробовать разные виды рекламы. Но у нас не будет агрессивной рекламы, ни в коем случае. Цели максимально“забить” центр нет, я хочу, чтобы здесь было комфортно детям.