Казахстан поставил амбициозную цель по достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Успех перехода к зеленой экономике и энергоэффективности в значительной степени зависит от эффективного участия малых и средних предприятий (МСП) в реализации энергосберегающих мероприятий.
В 2021 году, эксперты АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения» провели исследование для оценки потенциальной деятельности МСП в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Были определены сегменты рынка энергоэффективности в Казахстане: замена уличного и внутреннего освещения в общественных зданиях, установка автоматизированных теплопунктов, утепление стен многоквартирных жилых домов, замена электродвигателей на двигатели с частотно-регулируемыми приводами. По оценкам экспертов общий расчётный объём инвестиций составил 2,7 млрд. долл. США. Этот объём – только часть потенциала рынка энергоэффективности, которая в основном покрывается работами и услугами со стороны малого бизнеса.
Кроме того, результаты исследования показали, что рыночный потенциал МСП остается нереализованным и приводит к упущенным экономическим возможностям. Малому бизнесу необходимы значительные средства на реализацию программ энергоэффективности, и кредиты банков – это основной источник средств для вложений в оборотный капитал, необходимый для успешных проектов по модернизации разнообразных объектов.
Одним из ограничивающих факторов эксперты определили неспособность МСП брать кредиты из-за отсутствия необходимого залогового обеспечения или его недостаточной стоимости. Чтобы поддержать предпринимателей, заинтересованных в реализации проектов в области энергоэффективности, в Казахстане запустили проект «Создание условий для привлечения инвесторов в энергоэффективность в Казахстане», который реализуется ПРООН в Казахстане (ПРООН) в партнерстве с Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР).
«Одна из основных целей проекта – создать условия для МСП по продвижению энергоэффективности зданий, инфраструктуры и других объектов. Теперь, при недостаточности залогового обеспечения предприниматели могут воспользоваться инструментом гарантирования до 85% от суммы кредита сроком на 3 года. Важно отметить, что сумма кредита не может превышать 350 млн.тг на один проект», - говорит Сауле Инаханова, национальной директор проекта и руководитель Управления по энергосбережению и повышению энергоэффективности Комитета индустриального развития МИИР РК.
Также в рамках проектов ПРООН, МИИР РК, Министерства энергетики РК и Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) «Снижение рисков инвестирования в возобновляемые источники энергии» и «Устойчивые города для низко углеродного развития» предприниматели могут получить субсидию в размере 25% и 40% по основному долгу для проектов в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности соответственно.
Воспользоваться программами финансовой поддержки могут индивидуальные предприниматели, юридические лица и крестьянские/фермерские хозяйства (за исключением государственных предприятий и некоммерческих организаций).
В случае заинтересованности предприниматели могут получить консультации в региональных филиалах «Даму» и НПП «Атамекен», или направив краткую информацию о проекте на электронный адрес: fm@undp.org.
Материал подготовлен при поддержке ПРООН в Казахстане
Азиза Гулямова — эксперт макияжа и салонного бизнеса, владелица студии «Aziza Gulyamova». Пришла в бьюти-сферу из строительства. За 8 лет собрала около 10 тысяч клиентов, прошла более 50 курсов и мастер-классов
Алина Ерубаева — начинающий предприниматель, любит красоту вокруг, поэтому дарит ее и окружающим. В 22 года самостоятельно открыла свой бизнес в бьюти-сфере и испытывает на себе конкуренцию «южного» рынка
Аскар Бумага. В прошлом — хип-хоп исполнитель, электрослесарь на заводе. Сегодня — успешный профессиональный фотограф свадеб. Один из первых, кто ввел понятие «сервиса» в сфере фотографии
Анастасия Романова — дизайнер свадебных платьев, успешная предпринимательница, владелица свадебного салона «Roma Nova» и салона проката платьев «Weddy Room». Свое первое платье шила 4 месяца, сегодня ее наряды заказывают в разных уголках планеты. Активно продвигает бренд в социальных сетях, откуда и приходит большинство покупателей. За 8 лет команда Roma Nova собрала около 100 тысяч невест.