Олжас Мухамеди: Работа, стимул и какая-то цель помогают многое выдержать

Основатель студии Ideal Design рассказал, как начать бизнес со $100 и вырасти в лидера рынка

    поделиться
Автор: Ольга Кудряшова 05-10-2021

 

Фотографии из личного архива

«Я готов» – девиз основателя студии графического дизайна Ideal Design Олжаса Мухамеди, пожалуй, стал лейтмотивом деятельности всей компании. Предпринимателя не пугают ни трудности, ни абсолютно новые проекты. Этот подход позволил компании стать крупным игроком сразу в нескольких сферах.  

- Олжас, поделитесь вашей историей, как вы пришли в предпринимательство?

- Я начал работать еще во время учебы, помогая отцу и брату в разных проектах. У нас творческая семья: мой отец художник, брат дизайнер.  Мы занимались разными вещами: наружной рекламой, оформлением, делали кухонную мебель и многое другое. К 18 годам у меня уже был достаточный опыт, и я решил, что можно работать на себя.

Занял небольшую сумму, в пределах 15-20 тысяч тенге, чтобы зарегистрировать ИП и подать первое объявление в справочник. Результата это не принесло, и тогда пришлось находить проекты буквально «по друзьям».

Первое время я работал на домашнем компьютере, офиса у меня тогда не было. Порой приходилось делать вид, что у меня есть огромная команда, а после встреч возвращаться домой и отвечать на звонки.

Порой приходилось делать вид, что у меня есть огромная команда, а после встреч возвращаться домой и отвечать на звонки

Так я проработал два года, затем ко мне присоединился брат – Алмас Мухамеди. С 2010 года мы развиваем компанию вместе. Также на постоянной основе у нас работают два человека в цеху. При этом нет какой-то определенной должности, мы всегда на подхвате, каждый все может делать самостоятельно. С другими специалистами работаем на сдельной основе.  

- Расскажите о первых проектах, и в каких направлениях вы работаете сейчас?

- У меня такой подход: если я могу сделать, то просто беру проект, даже если мы сталкиваемся с ним впервые. Я никогда не отказываюсь от работы. И всегда нахожу способ, как создать красивую и достойную вещь. 

С самого начала мы позиционировали себя как дизайнерская компания. По мере поступления проектов список сфер расширялся.  

Мы долгое время занимались изготовлением макетов для строительства. За этот период нам удалось сделать более 200 проектов. Постепенно пришли заказы по дизайну интерьера, где мы работаем и по сей день.

Помимо сувенирной и наградной продукции, изготавливаем авторскую мебель. Занимаемся наружной рекламой. В последнее время увеличился спрос на копии, то есть мы делаем копии предметов искусства, которые затем размещаются в музеях.

Также, мы делаем инвалидные подъемники практически по всему Казахстану. Это наша собственная разработка. Данное направление востребовано у строительных компаний, акиматов. 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о производстве наградной продукции

- Однажды знакомый спросил у меня: изготавливаем ли мы награды? Не долго раздумывая, мы взялись и за этот проект. Правда, пришлось столкнуться со сложностями. Награды нужно было отливать из металла, а эта сфера на тот момент была нами еще не освоена. Спасло то, что по образованию я скульптор, и понимал, как нужно с этим работать. За помощью также обратились к знакомым.

В итоге мы успешно сдали проект. Получили какое-то финансирование и продолжили развивать это направление. Сейчас производство сувенирной, наградной продукции – одно из ключевых направлений нашего бизнеса. Около 40% всей прибыли в компании приходится на этот сегмент. При этом рекламу мы за все это время нигде не давали, все клиенты пришли по рекомендации, то есть сработал эффект «сарафанного радио».

За 12 лет работы у нас не было ни одной жалобы, ни одной претензии или невыполненного проекта. Можно сказать, безупречная репутация повлияла на то, что у нас сейчас есть постоянные клиенты. За это время я также понял, что люди гораздо лояльнее, когда они приходят по рекомендации. Тебе не приходится навязываться, предлагая свои проекты, соответственно и заказчик говорит с тобой на равных.

Сейчас производство сувенирной, наградной продукции – одно из ключевых направлений нашего бизнеса

- Весь производственный цикл вы осуществляете самостоятельно?

- Несколько лет назад мы получили грант в размере 3 млн тенге. На эти деньги приобрели оборудование. Сейчас 90% – это наш собственный цикл. Но некоторые вещи, такие как эмаль, золочение, мы отдаем субподрядчикам.

У нас пока нет необходимости держать отдельный цех, чтобы покрывать предметы золотом.  К дизайну и разработке я подхожу очень ревниво, поэтому до сегодняшнего дня все награды и премии я разрабатывал сам. Конечно, не обходилось и без привлечения сторонних специалистов, которые работали по моим эскизам.

- Вы доверяете только своему вкусу?

- Скорее клиент доверяет моему вкусу. Заказчики сами просят, чтобы модели создавал лично я сам.

- К слову, за время существования компания привлекала сторонние инвестиции?

- Как такового финансирования не было, но мы брали сумасшедшие кредиты. Они на самом деле мотивируют больше, чем инвестиции. Когда процентная ставка составляла едва ли ни 50% годовых, приходилось выкручиваться.

Мы брали кредит на аренду офиса с ежемесячной выплатой около миллиона тенге. Это был самый тяжелый период. Нам приходилось буквально молиться, чтобы были заказы. К счастью этот этап пройден. Даже несмотря на такие трудности, сторонних инвестиций мы не привлекали, так как не хотели никого допускать к принятию решений в компании. Развитие происходит медленно, без скачков, но зато мы сохраняем независимость.

Когда процентная ставка составляла едва ли ни 50% годовых, приходилось выкручиваться

- Поделитесь финансовыми результатами?

- Год на год не приходится, итоги бывают разными. За последний 2019 удалось заработать свыше 100 млн тенге. На самом деле это высокорентабельный, интеллектуальный бизнес. При этом все деньги мы стараемся реинвестировать в оборудование. Так, мы построили цех в Нур-Султане. В Алматы арендуем мастерскую, и сейчас рассматриваем вариант по приобретению цеха в индустриальной зоне.

- Как вы оцениваете конкуренцию на вашем рынке?

- Есть много нюансов. В основном наши конкуренты делают заказы в Китае. Это занимает около двух месяцев, что не подходит под наши реалии. Наш рынок специфический, у нас нужно все вчера.

К тому же, в Китае необходимо заказывать крупные объемы от 1 000 экземпляров. Бывают случаи, когда заказывают один эскиз, а присылают другой. Это очень накладно и материально, и в плане рисков.

Конечно, если делать заказ в Китай на миллион штук, это будет выгоднее. А вот небольшие тиражи у нас обойдутся на 20-30% дешевле.  

На сегодняшний день 70-80% всех премий, которые проходят по Казахстану, изготавливаем мы. Остальные - это так или иначе наши знакомые - друзья-ювелиры.

- В производстве вы используете казахстанское сырье?

- Все зависит от проекта, но по большей части заказываем казахстанское сырье. Латунь и камни местного производства. Бывает, что используем литьевой пластик, французского, итальянского производства.

Хотелось бы также рассказать о проекте по массовой сувенирной продукции, над которым мы работаем сейчас. На этом рынке существуют определенные проблемы, люди порой жалуются, что нечего отвезти за рубеж.

В этой связи у меня возникла одна идея: создать наборы сувениров, которые будут реализовываться в аэропорту через вендинговые машины (торговые автоматы – устройство, осуществляющее мелкорозничную торговлю товарами – прим.ред.), где люди смогут самостоятельно комплектовать наборы. Цена будет вполне приемлемой. К примеру, набор из пяти сувениров обойдется условно говоря в 10 тысяч тенге. Цена будет варьироваться в зависимости от сегмента: от среднего до vip.  

- Решение весьма инновационное, однако казахстанцы сейчас несколько ограничены в перемещениях из-за пандемии. Ваша компания как-то пострадала от последствий ограничений?

- До объявления пандемии у нас были подписаны три договора, а после решения о локдауне они все отменились. Также у нас был достаточно крупный кредит, который необходимо было постоянно погашать. Первые два месяца мы не знали, что будет дальше. Нужно было выплачивать кредит, как-то жить и что-то придумывать. Вначале, конечно, было тяжело.

Первой, кто отозвался нас поддержать была национальная палата предпринимателей. Они сообщили, что готовы сделать заказ на будущее. Вслед за ними пришли и другие заказчики – таким образом нам удалось удержаться на плаву.

Но потом, когда отменили первый карантин, был просто завал работы. Это позволило нам закрыть кредиты. Постепенно нам вернули старые долги.

На самом деле любые сложности условны. Несколько лет назад я три года лежал в больнице. У компании на тот момент были долги около 10 млн тенге, деньги нужны были и на лечение. Я тогда был не в рабочем состоянии. Это мучение, когда ты работал в бешеном темпе, а затем вынужден долгое время провести в четырех стенах.

Это мучение, когда ты работал в бешеном темпе, а затем вынужден долгое время провести в четырех стенах

Кроме того, за всем надо было следить, поэтому я взял компьютер прямо в больницу и продолжал работать там. Поэтому, когда люди жалуются на какие-то неудачи, то стоит вспомнить, что если у вас нормальное здоровье, и с вами все порядке – это не повод жаловаться.

Когда человек действительно испытывает трудности, он понимает, что все это мелочи. Работа, стимул и какая-то цель помогают многое выдержать.

Олжас Мухамеди, родился 31 августа 1986, в г. Алматы

Образование: Казахская национальная академия искусств имени Т.К.Жургенова

Вид бизнеса: студия графического дизайна

Любимая книга: «Думай и богатей», Наполеон Хилл

Любимый фильм: «Вечное сияние чистого разума»

Любимая фраза по жизни: «Я готов!»

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Берик Аккозов: Через пять-десять лет придет время самостоятельного обучения

Основатель шахматной школы ABChess school поделился рекомендациями, как сделать онлайн обучение с детьми приятным процессом

Алмас Мукажан: Во мне буквально заложена любовь ко всему национальному

История о том, как предприниматель создал национальный бренд кожаных изделий

Амир Давлетов: Нужно научиться ловить кайф от ежедневных маленьких улучшений

Создатель бренда Eat&Fit рассказал о том, как заработать на здоровом образе жизни

Айгуль Рахимжанова: Наш город и наша страна начинается с каждого из нас!

Предприниматель и участник внутрипартийного отбора партии «Nur Otan» – PRIMARIES 2020 рассказала о своем пути в бизнесе и главных ценностях

Андрей Гапонов: Я испортил 50 килограмм зерна, прежде чем научился жарить кофе

Основатель Coffee Market рассказал о своем бизнесе и полетах на мотодельтаплане

Тимур Рыспеков: Я хочу войти в историю как ученый, а не как предприниматель

История 19-летнего казахстанца, который взорвал сферу кибербезопасности в мире

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!