Адильхан Сапаргалиев и Алихан Куснутдинов основали первый магазин гик-культуры в Казахстане
Сооснователь первого магазина гик-культуры Казахстана GEEK MARKET Алихан Куснутдинов рассказал, как за три года из небольшого склада под кроватью в общежитии вырасти в крупнейшую сеть гик-магазинов в Казахстане. О том, кто такие гики и как гик-культура захватила местный рынок читайте в интервью Mybusiness.kz.
- Что такое гик-культура, о чем она? Какие товары вы продаете?
- Гик-культура – это обобщающее слово для всего, что может сформировать вокруг себя фанатское сообщество гиков. Это могут быть настольные игры, видеоигры, фильмы, сериалы, книги и так далее. Все это можно отнести к гик-культуре. Иначе говоря, это все то, чем так активно увлекается молодежь последние пару десятков лет.
Мы называем себя «магазин гик-культуры», потому что практически каждый человек может найти здесь что-нибудь по своим интересам. Можно сказать, что мы продаем не обычные вещи, а артефакты вымышленного мира, к которым люди могут прикоснуться.
Так, например, поднять молот Тора, получить заветное письмо из Хогвартса или примерить Кольцо Всевластия. Каждый человек хочет быть ближе к тому, что ему нравится, хочет отразить это внешне, к примеру, носить футболку с любимым персонажем. И наш магазин дает им такую возможность.
- А как пришла идея открыть такой магазин?
- Идея открыть подобный магазин появилась совершенно спонтанно. Я сам всегда увлекался комиксами, фильмами и коллекционировал футболки с любимыми героями. У меня была целая куча футболок, которые мне привозили из-за рубежа, которые я заказывал на AliExpress или находил случайно в магазинах одежды.
Со временем я заметил, как мои друзья и даже незнакомые люди стали интересоваться, где я беру такие вещи и где они могут взять себе такие же. Тогда мне и пришла в голову идея продавать футболки с принтами из популярных фильмов, сериалов, видеоигр и т. д.
- Какой у вас был первоначальный капитал?
- Все, что у меня было на момент начала бизнеса – это минимальные вложения в 30 тыс. тенге и большая мечта. Я просто заказал 10 футболок, которые мне понравились на одном небезызвестном сайте, с надеждой, что кто-нибудь их купит. Затем опубликовал рекламу в одном университетском паблике в ВКонтакте.
К счастью, продались они быстро. На вырученные деньги закупил еще товар, снова продал и так несколько раз. Когда товара стала больше, создал страничку в Инстаграм и начал ее активно раскручивать, увеличивая таким образом продажи.
- Уже прошло три года с создания магазина, каких вы добились результатов?
- За три года наш магазин из небольшого склада под кроватью в моей комнате в общежитии вырос в сеть из 3-х магазинов гик-культуры в городе Нур-Султан и стал крупнейшей сетью гик-магазинов в Казахстане.
Совокупный оборот Geek Market за 2019 год с учетом коммерческих мероприятий составил более 120 000 000 тенге. Также мы ежегодно участвуем в организации либо организовываем масштабные мероприятия посвященные Гик и Аниме культуре, такие так Geek Con, Comic Con, Anime Fest и так далее. Так, например, в прошлом году мы были со-организаторами крупнейшего в Средней Азии комикс фестиваля «Comic Con Astana 2019», который посетило свыше 30 000 человек за 3 дня.
- А кто ваши покупатели, почему они покупают ваш товар?
- Так вышло, что наше поколение и поколения после родились в период расцвета гик-культуры. Мы росли не на классике литературы и советских фильмах, а на захватывающих блокбастерах, культовых сагах, увлекательных комиксах и легендарных играх. Отсюда и огромное количество фанатов, и как следствие – большой спрос на гик-атрибутику.
Каждый фанат ищет способы как-то самовыразиться и отразить свои интересы через внешние атрибуты. Так, например, кто-то носит футболку с логотипом любимого супергероя, кто-то завешивает комнату постерами из любимого фильма, а кто-то, например, коллекционирует фигурки любимых персонажей аниме. И большинство из них считают наш магазин настоящей сокровищницей, потому что могут найти в нем огромное разнообразие товаров по своим интересам.
- Расскажите, как вы захватывали местный рынок, с какими трудностями пришлось столкнуться?
- Несмотря на то, что в целом гик-культура в Казахстане не развита, спрос на гик-атрибутику существует уже давно. Подростки в Казахстане так же как и во всем мире фанатеют по Звездным Войнам, Гарри Поттеру, фильмам Марвел и так далее.
Мы просто первые, кто решили создать хорошее предложение на этот растущий спрос. Мы были одними из первых, кто зашел на этот рынок, поэтому особо не столкнулись с конкуренцией и практически сразу закрепились как главный гик-магазин страны. И, конечно же, надеемся сохранить этот статус.
Основные сложности были связаны с тем, что мы по сути открывали новую нишу для Казахстана, и нужно было знакомить людей с ней, популяризировать гик-культуру, создавать собственный рынок, завоевывать лояльность наших покупателей. Для этого мы начали активно заниматься проведением развлекательных мероприятий, таких как фестивали, сходки, ярмарки, создавать площадки для сплочения фанатов и формировать большое гик-сообщество нашего города.
- А можно узнать более подробно об опыте проведения ярмарок и фестивалей, насколько это было эффективно и планируете ли что-то организовать в ближайшее время?
- Так вышло, что Гик Маркет уже ассоциируется с любой гик-движухой в столице. Действительно, мы проводим много своих мероприятий, а если не организовываем их сами, то обязательно участвуем в них каким-любо образом.
Наша цель – это не только расширять сеть-магазинов, а также развивать гик-культуру Казахстана. Я бы даже сказал – это наша первоначальная миссия, а магазины – это инструмент монетизации наших усилий и ресурс для воплощения нашей главной задачи.
Мы планируем развить гик-сообщество Казахстана до уровня США и Европы, чтобы у нас в стране проводились такие же грандиозные фестивали как «Комик-Кон Сан Диего», куда будут съезжаться люди со всего мира, а специальными гостями будут звезды Голливуда.
Мы уже организовывали свой собственный крупный гик-фестиваль в стране «Geek Con Astana 2018» и участвовали в организации главного гик-фестиваля в Средней Азии «Comic Con Astana 2019».
Хочу заметить, что оба фестиваля прошли очень успешно, и это говорит об огромном потенциале Комик Конов в нашей стране. Поэтому мы совершенно точно будем и дальше развивать это движение, ежегодно увеличивая масштабы и качество наших фестивалей.
- Вы ранее привлекали финансы на краудфандинговой платформе iKapitalist. Почему именно там?
- Мы стремимся развивать нашу маленькую компанию и реинвестируем практически всю прибыль на расширение сети магазинов Geek Market. Однако без вливания стороннего капитала рост компании очень замедляется. Инвестиции – это тот инструмент, который помогает масштабировать компанию в короткие сроки. Если проект растущий и прибыльный, то он автоматически становится привлекательным для инвестиций.
Мы твердо решили, что начиная с 2020 года будем расширять нашу сеть Geek Market в других городах. Именно с этой целью мы впервые решились привлечь инвестиции, но не знали, как.
По счастливой случайности в конце 2019 года мы узнали о появлении инвестиционной краудфандинговой платформы iKapitalist и решили подать заявку на инвестирование. В течение месяца мы проходили тщательную проверку и уже в феврале в нас инвестировали 30 млн тенге!
- Как пандемия COVID отразилась на бизнесе?
- Пандемия очень негативно повлияла на наш магазин. Как наверное и на большинство бизнесов в мире. В этом году мы планировали открыть несколько новых точек в других городах Казахстана, а также поучаствовать в организации второго фестиваля «Comic Con Astana 2020». Но, видимо, не судьба.
Кроме этого, большую часть этого года наши магазины были закрыты для посетителей ввиду карантинных мер. Полноценно приступить к работе получилось лишь в середине августа. Однако одна из наших точек все еще закрыта, потому что находится на территории киноцентра. Потеряли в этом году мы очень много, и я сейчас не только о деньгах. Потеряли время, нервы, сотрудников (пришлось сократить). Но одно мы не потеряли – веру в светлое будущее!
- Как выходите из кризиса?
- Поскольку во время карантина наши точки были закрыты в первую очередь мы, конечно же, перешли на онлайн продажи. Для этого обновили свой сайт, сделали его более удобным и функциональным, загрузили туда весь ассортимент товаров и начали продвигать в таргете через Инстаграм.
Огромных продаж благодаря этому мы, конечно же, не достигли, но это позволило нам продолжить работать на протяжении всего периода карантина и получать хоть какую-то прибыль для того, чтобы держаться на плаву.
Кроме этого мы активно взаимодействовали с нашей аудиторией в социальных сетях, запускали различные конкурсы, флэшмобы и другие интерактивы, и даже начали вести ТикТок аккаунт. Это помогло нам не потерять связь со своими подписчиками и даже дополнительно привлечь аудиторию к нашему аккаунту.
Еще одним немаловажным шагов было ввести в продажу тематические подарочные наборы «Гик Боксы», которые начали пользоваться большой популярностью на карантине. Такой бокс можно собрать практически по любой тематике, поэтому этот вариант отлично подходит в качестве подарка для фаната гик-культуры. Таким образом, нам удавалось поддерживать продажи во время карантина и пройти через этот кризис.
- По какому принципу вы закупаете товар, что влияет на спрос продукции?
- В нашем магазине можно найти товары по более чем 500 различных тематик из более чем 100 категорий. Нужно понимать, что интересы наших покупателей стремительно меняются: сегодня все смотрят один сериал, а завтра появляется другой, и все уже хотят купить какую-либо вещь связанную с ним. Поэтому нам необходимо всегда следить за трендами и тесно общаться со своей аудиторией, чтобы вовремя реагировать на появляющийся спрос.
Для себя мы выделяем две основные группы тематик: золотая классика гик-культуры и современные тренды. Первое – это тематики, которые всегда пользуются популярностью, например, Гарри Поттер, Марвел, Звездные Войны. На товары по этим тематикам всегда существует большой и стабильный спрос, и они, честно говоря, составляют основную часть продаж.
Вторые же относятся к каким-либо хайповым премьерам, нашумевшим сериалам, играм. Спрос на товары по таким тематикам более стихийный, он огромный, возникает из ниоткуда, но также внезапно пропадает через какое-то время. Так что тут главное вовремя «поймать волну», чтобы не опоздать и не остаться потом с кучей непродаваемого товара. Для этого у нас есть специальный календарь премьер, согласно которому мы и делаем закуп, чтобы не пропустить ни один тренд.
- Какие у вас есть планы по развитию магазина?
- Мы взяли на себя миссию развивать гик-культуру Казахстана. Чтобы жители каждого крупного города в стране смогли ощутить тот восторг и ту атмосферу, которую мы подарили гикам Астаны. Чтобы каждый гик в стане получил возможность самовыразиться и найти единомышленников.
Открытие новых магазинов – это лишь один из инструментов. В течение трех лет мы планируем открыть точки в каждом крупном городе Казахстана. В более долгосрочных планах – выход на рынок ближнего зарубежья и запуск франшизы.
Мы также продолжим заниматься проведением масштабных гик-фестивалей и разнообразных гик-тусовок, которые объединяют тысячи единомышленников и дарят незабываемые впечатления. Наша цель – объединить все гик-сообщество Казахстана, а также дать толчок развитию гик-культуре в Казахстане.
Глобальная цель – путем развития гик-культуры, рынка гик-атрибутики и Комик Конов привлечь в нашу страну официальные представительства мировых гигантов медиа-индустрии.
Куснутдинов Алихан Рамазанович, родился 15 января 1997 года в Атбасарском районе, село Бастау
Образование: Назарбаев Университет, аэрокосмическая инженерия
Семейное положение: Холост
Любимая книга: Мартин Иден
Любимый фильм: Властелин Колец
Любимая фраза: «Work hard in silence, let your success be your noise
История о том, как предприниматель создал национальный бренд кожаных изделий
Создатель бренда Eat&Fit рассказал о том, как заработать на здоровом образе жизни
Предприниматель и участник внутрипартийного отбора партии «Nur Otan» – PRIMARIES 2020 рассказала о своем пути в бизнесе и главных ценностях
Основатель Coffee Market рассказал о своем бизнесе и полетах на мотодельтаплане
История 19-летнего казахстанца, который взорвал сферу кибербезопасности в мире
Самый молодой казахстанский дизайнер рассказала о своих планах