Берик Аккозов: Через пять-десять лет придет время самостоятельного обучения

Основатель шахматной школы ABChess school поделился рекомендациями, как сделать онлайн обучение с детьми приятным процессом

    поделиться
Автор: Елена Штритер 10-04-2021

 

Фотографии из личного архива

С момента пандемии большинство родителей и детей испытали на себе все недостатки дистанционного обучения: от технических сбоев в связи до трудностях в объяснении уроков. Онлайн формат ругали все кому не лень. Однако основатель шахматной школы ABChess school Берик Аккозов не видит в нем так много негативных моментов. Напротив, по его мнению, за этим будущее. С самого начала карантина его школа полностью перешла на онлайн обучение, и он увидел в этом много плюсов.

- Вы стали проводить уроки онлайн практически полгода назад. Уже можно сделать какие-то выводы?

- Да. На самом деле глобальный переход на онлайн обучение – вопрос времени. И я не вижу в этом ничего плохого. Просто пандемия спровоцировала этот переход быстрее.

После двух месяцев онлайна убрали карантин, и у нас открылся офлайн. Начали приходить дети, которые не занимались онлайн, и те, кто занимался в онлайн формате. Так вот те, кто пришел из онлайна – чаще выигрывали!

Потому что в офлайне мы решаем 10-15 задач – детям надо поговорить, расставить фигуры, побаловаться. А в онлайне – 20-30 задач. Срабатывает драйв – хочется быть первым! И главное – никто не отвлекает. К тому же онлайн дает возможность детям из регионов обучаться у хороших тренеров или учителей.

Дети, которые занимались в онлайн формате – чаще выигрывали

Если обучение будет строиться по принципу 80% онлайна и 20% офлайна, это будет замечательно. И, я думаю, рано или поздно мы к этому придем.

- Почему?

- Это удобно. Да, пока у нас нет доверия к онлайн платформам. Плюс случаются проблемы с интернетом. Но если задуматься, то обучение в университете, к примеру, стоит миллион тенге в год. А возможность учиться у крутого специалиста онлайн – $100-150. К тому же можно выбрать чему именно учиться. Это ведь выгоднее. И когда люди увидят эту альтернативу – они уже будут по другому относиться к онлайн обучению.

- Поэтому вы начали разрабатывать программу онлайн обучения?

- Да. Два-три года назад я увидел, как маленькая девочка смотрит уроки на YouTube и показывает невероятный рост. Это было совершенно неожиданно. Появилось понимание, что традиционное обучение нужно дополнять видеоуроками.

Видите ли, один тренер может охватить 100 человек. Не больше. А благодаря таким видео можно охватить тысячи. Но нужно четко понимать, что это не онлайн, а просто видеоуроки.

Вообще понятие «онлайн обучения» у нас сейчас очень размыто, на мой взгляд. Если онлайн урок идет без учителя – это не онлайн-урок. Это онлайн платформа, где есть видеоуроки и задачи. И это предполагает самостоятельное обучение. Ты занимаешься сам в удобное для тебя время. Сам же выполняешь задания.

А вот онлайн урок – это встреча с тренером или учителем, который проводит занятия. То есть онлайн-урок предполагает не запись, а «живое» общение, пусть даже через Сеть. И ты знаешь, что тебе необходимо присутствовать на уроке в определенное время. То есть по факту это некий контроль, который необходим для обучения. Учиться самостоятельно может не более 10-20% людей. Причем это относится и к взрослым, и к детям. А вот через 5-10 лет придет время самостоятельного обучения.

Университет дает диплом. А мне, как бизнесмену, диплом вообще не важен, мне важны практические навыки человека. И в будущем на первый план выйдет именно это: трудолюбие, самостоятельность, ответственность, нестандартное мышление.

- Хорошо. Со студентами понятно. А дети? Как сделать онлайн-уроки интересными для них?

- В работе с детьми важны справедливость и эмоциональность. Это имеет значение как в офлайне, так и в онлайн. Плюс, так же как и в офлайне, во время онлайн-урока важно уделить внимание каждому ученику. Хотя бы один раз за урок надо назвать ребенка по имени и прокомментировать его ответ. Хотя бы на уровне «правильно-неправильно». Тогда он чувствует себя важным, даже если у него что-то не получается. Еще в онлайне очень важны четко-выверенные задания, и, конечно же, геймефекация.

- Как выглядит идеальное онлайн-занятие?

- Если мы говорим о детях 6-9 лет, то сначала 3-5 минут теории. Не больше. Потому что дальше внимание рассеивается. Поэтому эти 15 или 20 минут, как сейчас делают в образовательной сфере, не идут.

Далее ребенок должен моментально закрепить пройденную теорию практическими упражнениями. Тогда, во-первых, теория осваивается, во-вторых, ученик сразу видит от нее пользу, он сразу же ее применяет. В следующих раз он уже будет внимательнее смотреть видео или слушать объяснение учителя, потому что у него будут лучше получаться практические задания.

Сами практические задания тоже очень важный момент. Задание не должно быть простым, но оно и не должно быть слишком сложным.

Когда я работал над третьей книгой, мне казалось, что там все идеально. Но я решил ее сначала проверить на детях. И 30% задач оказались нерешаемыми. Сложными. А когда ребенок сталкивается с заданием, которое не может решить, происходит отторжение. Он теряет этот драйв. Кайф от того, что у него получается!

Когда я работал над третьей книгой, мне казалось, что там все идеально. Но я решил ее сначала проверить на детях

Пять задач подряд не решил – он уже и не захочет дальше решать. Теряет веру в себя, начинает скучать и обучение идет не так гладко. Задачи должны быть такими, чтобы ребенок мог их решить с первой попытки. Точнее если 8 из 10 детей решило с первой – это норма. Это и не легко и не слишком сложно. В этом случае, мы оставляем ребенка все время заинтересованным.

Наконец, обязательно должна быть вовлеченность. И это либо учитель, который похвалит-поругает, либо – соревнование. Ребенок должен видеть, что он не хуже других и есть за кем стремиться. Для этого можно подсчитывать балы, которые ученики заработали во время занятия. Или устроить командное состязание с другой группой. Возможно даже мифической.

Но тут очень важно не только похвалить лучших, но и подбодрить отстающих. Например, ученика, который набрал меньшее количество баллов всегда можно похвалить за то, что именно без его 3-4-5 баллов они не смогли бы выиграть у другой группы. Мы награждаем за красивую партию, за красивую комбинацию, за волю к победе, за то, что он не сдался и доиграл до конца. Главное, чтобы похвала всегда была заслуженной. Ребенок чувствует фальшь. Ему не нужны отговорки.

В конечном итоге за 45 минут урока у нас 5-10 минут – теория, минут 20 – задачи, минут 20 – игровая практика. Дети выполняют разные задания. Интерес сохраняется.

Я говорю про шахматы, но по факту это может сделать любой учитель.

- Какова роль родителей в онлайн обучении?

- С родителями мы работали не меньше, чем с нашими учениками. Чрезмерным желанием, чтобы их ребенок всегда выигрывал, всегда был первым, всегда получал отличные оценки, они зачастую убивают желание учиться. Часто родители хотят достижений больше, чем сами дети. Не знаю… может быть, чтобы похвастаться, выложить в Инстаграм. Свои желания они начинают проецировать на ребенка. И где-то начинают излишнее давить на ребенка, учителя.

Часто родители хотят достижений больше, чем сами дети. Не знаю… может быть, чтобы похвастаться...

Кроме того, когда родители начинают говорить что-то вроде «это же очевидно» или «как ты не понимаешь» – они убивают все желание ребенка учиться.

А в учебе ведь не главное – всегда быть первым. Главное – расти над собой. Сегодня ты заработал 3 очка, значит завтра надо набрать 3,5. Потом 4 и ты – красавчик. Замеряй планку и если раз от раза ты ее поднимешь – то ты молодец.

И, конечно, можно и нужно самим мотивировать своего ребенка. Здесь нет ничего сложного. Скажем, если ему сложно дается математика, то придумать систему поощрений. Но не за «пятерки», а, к примеру, за то, что он решил 3, 5 или 10 примеров подряд. Причем приз может быть чисто символическим. Но ребенок уже будет стараться.

Добавь тот же соревновательный момент. Например, есть Алан и его одноклассник Никита. Они друзья. Родители договариваются, и на холодильнике висит таблица с баллами Никиты и Алана. А потом, придумываем третьего, вымышленного персонажа, который тоже с ними соревнуется. Его баллы тоже вписываем в таблицу, чтобы дети видели. И когда в этой паре есть аутсайдер, то он должен выигрывать у этого вымышленного ребенка. Это ему предаст уверенности и будет подталкивать учиться дальше. Но он не всегда должен выигрывать, а то просто перестанет стараться.

Можно добавить игру. Любую настольную. Кинул кубик – прошел дальше. Решил 10 задач подряд – то еще второй раз кубик кидаешь. У ребенка появляется стремление учиться, чтобы выиграть.

В конце концов, для того, чтобы сделать процесс обучения более комфортным, надо помогать учителям. Но как мы помогаем? Мы критикуем, но ничего не предлагаем.

Знаете, как-то, когда я только открыл школу, мне один из родителей сказал: «Рассмотрите вот этот тип обучения». Сначала я возмутился. Но потом задумался. И этот вариант действительно оказался лучше. А если бы он начал с критики? И ведь в первую очередь он помог сам себе и своим детям!

И мы тоже можем учителя не критиковать, а что-то ему посоветовать. Найти компромисс. Метод пряника, если можно так сказать, он куда выгоднее.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!