Айгуль Кисыкбасова: Я стараюсь не фиксировать действительность, а показывать свой взгляд на нее

История о том, как вырваться из офисной паутины и реализовать себя в творчестве

    поделиться
Автор: Елена Штритер 13-04-2021

 

Фото: Татьяна Игнатова

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни думал все бросить и уйти «в никуда». Начать все с чистого листа. Попробовать себя в другой роли-профессии-статусе. Но не у всех хватает на это смелости. В прошлом деловой журналист, а сегодня портретный фотограф Айгуль Кисыкбасова – человек, который выбрал мечту. В один прекрасный день она сменила офисную стабильность на будни свободного художника. И сегодня оказаться перед объективом ее камеры мечтают многие женщины.

- Айгуль, у тебя совершенно шикарные женские портреты. Почему именно этот жанр?

- Я очень люблю женские портреты. Нет, мужчин, я, конечно, тоже снимаю. Те же бизнес-портреты. Но именно работа с женщинами невероятно вдохновляет. Наверное потому, что в женских портретах я могу выразить себя.

Мне очень нравится показывать внутренний мир моих моделей. Вообще, когда я пришла в фотографию, я начала понимать, о чем люди думают, чем они живут.

Ко мне приходят девчонки, рассказывают о себе, своей семье, своей работе и из этого всего складывается портрет. Плюс съемка – это достаточно интимный процесс. Один на один. Который позволяет человеку раскрыться. И это невероятно круто!

Когда я пришла в фотографию, я начала понимать, о чем люди думают, чем они живут...

В этом году я попробовала себя в fashion-съемках. Начала работать с одним модельным агентством. Работа с моделями – это, с одной стороны здорово. Они умеют позировать. Им не надо объяснять, как встать, как повернуться. Но с другой – нет эмоций. В результате во время съемок я иногда на них кричу, чтобы вытащить эмоции. Как оказалось, я все же портретный фотограф, а не fashion.

- А в чем разница?

- Fashion – это больше про форму, цвет, какие-то тренды, общее настроение. А портретная съемка – это про самого человека. Именно поэтому я очень люблю работы Питера Линдберга. Он стал популярным в 70-годы, тогда была эпоха шикарных женщин.

А он начал снимать супермоделей настоящими. Без ретуши. Да, у нее морщины и круги под глазами. Она уставшая, но все равно – красивая. И в каждой его фотографии есть какая-то боль. Меланхолия. То есть видно, что это не красивая кукла, а живой человек. Со своей историей. Грубо говоря, Линдберг в мир фэшн влез со своим портретным взглядом.

- Ты равняешься на него?

- Да. Он мой кумир. Он и Энни Лейбовиц. Лейбовиц вообще всегда насмехается над своими героями. Даже если это королева Великобритании. Мне кажется вообще надо смотреть на великих, которые впереди тебя на 100 500 шагов и тянуться к ним. Только тогда у тебя будет завышенный уровень притязаний, что в данном случае хорошо.

- Кстати, а что такое профессиональный фотограф?

- Словосочетание «профессиональный фотограф» звучит очень смешно. По большому счету это замануха в соцсетях.  Понимаешь, ты можешь закончить сто фотошкол и ВГИК в придачу, но если у тебя нет определенного видения, ты не станешь хорошим фотографом.

При этом самоучка может делать очень классные кадры. Но поучится все же стоит. Хотя бы для того, что понять понимание цветовых и композиционных законов. Все же фотография – это техническая профессия. Ты должен понимать, что ты должен сделать, чтобы получить то, что ты хочешь.

Ты можешь закончить сто фотошкол и ВГИК в придачу, но если у тебя нет определенного видения, ты не станешь хорошим фотографом

- А не страшно было уйти из профессии, которая приносила стабильный доход?

- Конечно, страшно. Все же в журналистике я проработала около 10 лет. Потом, как и многие журналисты, ушла в PR.  Работала в компании, которая занималась организацией разных мероприятий. Я была кем-то вроде продюсера. Писала программу, общалась со спикерами, вела соцсети… Но однажды поняла, что все. Не хочу больше. И я ушла. Буквально в один день.

Я тогда еще не очень хорошо снимала, хотя уже отучилась на фотографа. И понимала, что лишаю себя того самого гарантированного кусочка хлебушка с маслицем. Но мне повезло. Заказы появились почти сразу.

У меня не было такого периода, когда нет клиентов, нет заказов, нет работы. Но страх прошел только года через два. После того, как обворовали мою квартиру. Украли все. Включая мою технику. У меня не осталось ни компьютера, ни фотоаппарата. Более того, вместе с компьютером пропало пять съемок, за которые пришлось возвращать деньги.

И надо было решать: возвращаться в офис или же продолжать фотографировать. Я месяц полежала, отвернувшись к стенке, потом встала, взяла кредит и продолжила.

- Кстати, сейчас многие люди уходят из офисов…

- Мне кажется, это, прежде всего – веяние времени. Система «с девяти до шести» потихоньку отмирает. Жесткий офисный распорядок перестал быть эффективным. Меняется и психология людей – они хотят быть индивидуалистами, развиваться личностно.

- Раз уж мы заговорили о веянии времени, фотосессии – это ведь тоже своего рода веяние времени? Мода?

- Да. Мода. Прежде всего, потому, что у каждого есть соцсети. И каждому надо «накормить Instagram». Это некий культ самолюбования. Но это лишь одна сторона. Вторая – многие девочки приходят ко мне, чтобы остановиться, выдохнуть, вырваться из рутины, когда каждый день одно и то же и куча забот. Посмотреть на себя моими глазами. Для кого-то съемки – это необходимость.

Многие девочки приходят ко мне, чтобы остановиться, вырваться из рутины ... посмотреть на себя моими глазами

- А давай тогда немного поговорим, так сказать, о «цене за билет». Сколько стоит фотосессия? И почему фотосессия стоит столько?

- О, в этом плане фоторынок очень субъективен. Тут нет средней цены.  Никто ничего не анализирует. Каждый оценивает свою работу настолько, насколько сам хочет. Или сам себя ценит. Есть прекрасные фотографы, которые берут 10 тыс. тенге за съемку, а есть весьма посредственные, но с ценником в 200-250 тыс. Моя работа пока стоит 50 тыс. тенге в час.

- А как же конкуренция? Она не влияет на ценообразование?

- Нет. С одной стороны фотографов много. Причем много хороших фотографов. С другой – у каждого фотографа свой клиент. Человек, который пойдет ко мне, вряд ли пойдет к другому фотографу. Не потому, что кто-то лучше или хуже, а потому, что что-то отзывается именно на этого фотографа. Если этого нет, то ты можешь выставить самую низкую цену, но этот человек к тебе не пойдет.

- Если говорить о цене, что включает в себя понятие «фотосессия»? У многих людей зачастую возникает недоумение, почему за несколько щелчков затвора надо выложить круглую сумму?

- Ну, тут все просто. Алматы – очень материален. У нас люди привыкли, что всегда можно потрогать то, что ты купил. К примеру, вот машина. У нее есть колеса, сиденья, руль – я заплатил именно за это. В том же, что касается фотографий, то человек в самом крайнем случае получает фотокнигу. Но этот формат уже уходит в прошлое.  А чаще всего – ссылку на облако, где лежат снимки. И все. Воздух. То, что нельзя потрогать.

А вот если говорить, из чего состоит фотосессия… Давай, буду говорить о себе. О том, что стоит за моими портретами.  На мой взгляд, 90% успешной фотосессии – это подготовка.  Которая начинается с первого звонка. Для начала я стараюсь понять, чего хочет сам герой съемок. Что ему подойдет.

Мы «от и до» обсуждаем образ – одежда, макияж, укладка, украшения. Мы обсуждаем локацию – студия, город, поле… Мы обсуждаем позы и эмоции, которые хотим показать. И только после всего этого – сама съемка. И завершающий этап – обработка фотографий.

Чем еще важна подготовка – это возможность узнать своего героя. Я стараюсь все же не фиксировать действительность, а показывать свой взгляд на нее. Поэтому бывает, что я и отказываюсь от съемки, если у меня нет контакта с человеком. Фотографировать ради того, чтобы сфотографировать…

- И все это наталкивает на банальный в какой-то степени, но вполне закономерный вопрос: фотография – это искусство или ремесло? Художники порой на фотографов поглядывают несколько свысока, считая их ремесленниками.

- Это сложный вопрос, который перед собой рано или поздно ставит каждый фотограф. Особенно, когда у него куча обработки и он часами сидит в Photoshop. И он думает: я ремесленник или творец? Но на самом деле фотоаппарат или кисти и краски – это всего лишь инструмент самовыражения. И по большому счету только от фотографа зависит – вытащит он себя из ремесленничества или нет. От того, чего он ждет от себя. 

Если ты достиг определенного ценового уровня (тебе хватает на кусочек хлеба с маслом) и определенной стабильности (сарафанное радио работает, клиенты идут) и тебя все устраивает: ты снимаешь по определенной схеме, а потом так же по схеме обрабатываешь – это, наверное, ремесло. А вот если ты постоянно недоволен собой, постоянно ищешь что-то новое, идешь дальше – ты ушел от ремесла. Впрочем, искусство – это сильное слово. И неоднозначное.

- К слову, если говорить о росте, как понять, что ты не стоишь на месте? Что перешел на другую ступень?

- Сначала тебя начинают жутко раздражать все работы, которые ты сделал раньше. А потом в тебе что-то открывается, и ты просто видишь больше возможностей для развития. А через какое-то время понимаешь, что у тебя улучшилась техника, улучшился взгляд, ты стал больше видеть людей.

Если ты постоянно недоволен собой, постоянно ищешь что-то новое, идешь дальше – ты ушел от ремесла. Впрочем, искусство – это сильное слово...

- Какая следующая ступень для тебя?

- Это будут портреты. Но они будут еще красивее, душевнее и глубже. Кроме того все же хочу побольше поработать в фэшн.

- Айгуль, но ведь помимо фото, ты еще и пишешь?

- После того, как я ушла из журналистики, я перестала писать, и начала воспринимать мир не через слова, а через картинки. Что, конечно, естественно. Но я очень люблю слово. Я не хочу его упускать.

Для того, чтобы к этому вернуться, я закончила литературные курсы в Санкт-Петербурге в издательстве «Астрель-СПб». Мне сказали, что у меня хороший слог и писать мне надо. Но проблема в том, что я пишу эссе. А нужен сюжет. Герой. В идеале – простая настоящая история. Я дала себе год для того, чтобы найти своего героя и свою историю.

Другие работы можно посмотреть здесь

Кисыкбасова Айгуль Владимировна, родилась 19 марта 1984 года, г. Алматы

Образование: Университет имени Кунаева, финансы и кредит, банковское дело

Вид бизнеса: Портретный фотограф

Любимые книги: Теодор Драйзер «Сестра Керри», Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений», Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Любимый фильм: «Лучшее предложение», режиссер Джузеппе Торнаторе

Любимая фраза по жизни: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага»

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!